Deceiver Профиль Публикации Комментарии Подписки

КомментарииВсего: 40

Deceiver =1193633 #1639263
Фаркаш — история, написанная с большой нежностью и большой добротой.
Полёт воображения автора конечно поражает, поток образов непрерывно сменяется от начала и до конца, так что едва ли даже у внимательного читателя получится перечислить все стилистические находки. Может в нашем современном мире, где волшебством уже никого не удивишь, а в чудеса никто не верит, так только и можно удивить читателя — не какой-нибудь ктулхухтонью с кровищей, к которым все привыкли, а дельфином в цилиндре и троллем на велосипеде.
Про ощущение уюта уже кто только ни сказал, оно — суть порождение магии слова и изображения.
Такой вот получается хюгге-авангард)))
Как будто Рильке женился на Туве Янссон, а их ребёнок написал и проиллюстрировал сказку.

Главная звездочка на небосводе — конечно сам Фаркаш. Флегматичный, и в то же время чувствительный и ранимый, он откровенно не знает что делать со своими эмоциями — и почти не пишет о них.
Наоборот, визуальный ряд эмоциями прямо-таки пропитан, что порождает постоянный контраст между реальностью текста и реальностью образа, постоянную игру ожиданий, когда одно как бы "поправляет" другое. Вот Фаркаш азартно охотится — а вот уже флегматичный голос дневника поправляет визуал, мол, вот вы и ошиблись, не совсем охотится, а точнее совсем не охотится.

На эмоции "голос" Фаркаша прорывает обычно когда он грустит, тяжело переживая собственное одиночество — потерю друзей, трудность в обретении новых. Тут вмешивается визуал, как бы хлопая героя по плечу, мол, ты чего грустишь, смотри что интересное покажу! И ведь показывает!

Фабула проста и изящна — "Блудный сын"+"Искатель жемчуга".
Фаркаш ищет и находит "жемчужины" (больше всего мне запомнился фонарь кога), искренне радуется их получению, и почти сразу же отдаёт — чтобы жемчужине порадовались и другие. Эта доброта приводит его к новым жемчужинам. При этом, Фаркаш быстро начинает скучать по дому и чувствовать отчуждение от "чужой стороны", но не желает вернуться домой просто так, не найдя какую-то историю, которую сможет рассказать всем без исключения...
А когда среди жемчужин находится та самая — именно она возвращает Фаркаша домой, благодаря ней обошлось без обнятых коленей с картины Рембрандта, путь оказывается не напрасным! Фаркаш приводит в дом внучку. Выкуси, Рембрандт, сегодня драма отменяется)))

Тут кто-то выше написал про несостоявшуюся любовную линию — а здесь в фабуле вылезает внезапная Русалочка, которая оригинальная сказка, а не диснеевский мультик. Сказка заканчивается тем, что Русалочка за свою любовь и страдание получает бессмертную душу и становится сильфом, духом воздуха. Ну это же буквально история Мирмир, даже отсутствие голоса идёт куда-то в копилочку. Как символическая награда за самопожертвование — следует обретение "человечности" и в конечном счете семьи.

Одним словом, как и образный ряд, сюжет хорош.
Здесь есть о чем подумать, есть что рассмотреть даже за пределами классической "истории взросления через путешествие".

На этом можно поставить точку.

И всё же есть ещё кое-что, о чем я хочу сказать — рискуя улететь в такой чудовищный субъективизм, что принести в произведение то чего в нем вовсе нет.

Пока я читал, я всё думал, а почему Фаркаш вообще ушел из дома? Ушел от семьи, от друзей, спал в снегу?
Ну то есть понятно, что художественная условность, "время от времени кто-то из клана Туков пускался на поиски приключений". Или вот в самом начале нам показывают праздник, а Фаркаш сидит безрадостный. Чуть-чуть улыбается когда помогает другу или дарит подарок — но, собственно, и всё.
Или почему ему явно очень трудно говорить о собственных эмоциях?

Моя маленькая теория (а что за произведение без ни на чем не основанных фанатских теорий?) — у Фаркаша депрессия. Несмотря на наличие любящей семьи и друзей, он чувствует себя одиноким и совершенно не знает, зачем он существует в этом мире.
Это особенно хорошо заметно когда он "замирает" на месте — странствие, новые впечатления, это его способ бороться с депрессией, но стоит остановиться и мысли катятся по нисходящей становясь всё грустнее и грустнее, в текст проникает растерянность. Стоит ли навещать умершего друга или нет? Будет ли интересна моя история? Вот увидел такую красоту, звездопрыг, кто-то конечно удивится, а кто-то нет, так ценно ли то, что я увидел?
Фаркаш просто люто-бешено сомневается в самом себе. Пробует разные занятия, без особой радости или энтузиазма берется буквально за всё вплоть до роли циркового животного — и кажется пугается того, что под конец не может даже объяснить новому знакомому зачем, собственно, странствует.

Исцеление он обретает только в Мирмир — вместе с призванием, поиском яиц чтобы дарить их тем, кто не может завести детей.

Засим и минутка безумных фанатских теорий окончена.

Спасибо за эту историю, автор.
Отредактировано «Deceiver» 08.02.2025 01:48:14
Deceiver =1364383 #1639001
Уютная история. И удивительная — при печати это была бы целая серия книжек, сравнимая размерами с каким-нибудь онгоингом про супергероя, и не самым маленьким. Фактически это и есть онгоинг, впитавший в себя множество маленьких историй большого Рива и лишь пунктиром объединённый романтической историей Адели.
Вытянуть такое в одно лицо, задаром и для ограниченной аудитории — ну я просто снимаю шляпу перед целеустремлённостью автора. Нужно очень многое вложить в персонажей, в историю, чтобы суметь сделать такое.

Собственно, из-за того что 800+ страниц, очень легко и одновременно очень сложно говорить "о чем это было". Куда не ткни — попадёшь. О странных людях, ищущих и находящих друг друга и своё место в мире? О том, что всякий человек имеет двойное дно, и даже маньяк может быть не вполне тем, кем кажется? (кстати, я поражаюсь смелости автора в этой главе — в начале двадцатых вон фильм про Джокера превозносили за сходный посыл о равнодушии общества как источнике злодеяния, и могу сказать что у Мерл получилось лучше). О том как трудно жить легко — и как приятно?

Наверное, лично для меня эта история — она о мире, в котором приятно жить. Собраться и уехать от опостылевших будней в город Рив, где привлекательные молодые люди в красивых костюмах попадают в занимательные истории. Где всё ещё есть идеалы рыцарственности, где люди терпимы к слабостям друг друга, где нет ничего непоправимого и можно даже буквально победить смерть...
Такое тихое: "Бывает иначе" — цепляющее своей искренностью. Всегда вызывающее лёгкую грусть по утерянным друзьям, по ушедшей любви, по всему что казалось вечным, но оказалось таким хрупким.

Конечно, взрослея, герои понимают что и здесь не всё гладко, кругом заметаемые под ковёр проблемы — здесь катакомбы с самоубийцами-сектантами, напоминающими о пролитой много лет назад крови, там почти эталонный рыцарь продаёт своё тело, тут мерзавец дает ребёнку наркотик чтобы продемонстрировать сыну передоз — но и это как у Шекспира, все живут в лесу где есть один негодяй.
Герои справятся и с этим.
Может поссорятся, может даже разойдутся на годы, потом встретятся — и окажется что ничего не кончено, никогда.
Жизнь всегда побеждает.

И вот то, что меня, не самого молодого мужика, "Треугольник" пробрал на такие эмоции, это наверное лучший показатель того, насколько история получилась настоящая, искренняя, чистая.

Наверное моя любимая часть — "Сказ о мужике с усами".
В "мир Рива" попадает, скорее символически, чем буквально, обычный человек со скучным именем. Он не выглядит как герой аниме и не ведёт себя соответственно, он — тот, кого правда можно встретить на улице, с кем читателю легко себя отождествить. Поначалу он ощутимо напряжен, мир Рива в лице Адели кажется ему наголову отбитым, "то есть как это пузыри в стакан пускать?! Ну, ради красивой девушки можно и промолчать..."
А потом этот человек внезапно проникается! Здесь почти библейский символизм, река, "второе рождение".
И мир Рива меняет Аркадия, чьё имя впервые звучит после сцены с рекой! Оказывается можно купаться ночью, выучиться играть на гитаре, отправиться в приключение на север...
В мире Рива Аркадий всё ещё чужой, лишний, сказал бы "там нужно родиться", но правильнее будет "его нужно всегда нести в себе".
Но этот мир изменил его, и принёс в его скучную жизнь что-то настоящее.

За этим ведь и нужно искусство.

PS — Кстати, многие читатели писали что не понимают почему на конкурсе выбрали Адель, которая наверное объективно не была лучшей в потоке. Моё личное имхо — выбрали именно за то, что она даже формально будучи цивилом несёт в себе этот прекрасный, безумный, настоящий Рив.
А ее антипод — Кира — Ривом буквально одержим, бешено работает пытаясь достичь его, но именно поэтому никогда туда не попадёт и уж точно не сможет привести туда других. Потому что не ремесло, сколько бы аргументов ни было в пользу обратного. Совсем не ремесло.
Моцарт и Сальери как они есть.

PPS — Я думаю, автор ещё вернётся в Рив. Может с другой историей, может как это сейчас модно, с приквелом-сиквелом-вбоквелом. Но сам мир ее не отпустит.
И это тоже прекрасно.
Отредактировано «Deceiver» 06.02.2025 20:40:20
Deceiver =4284504 #1633317
Эта история нашла меня случайно — должно быть прежде красный ветер пустыни скрывал ее от меня — но встретив ее, я последовал за ней как за прекрасной девушкой, и оказался в саду наслаждений, среди журчащих сладких вод и пения малаков.
Слова и изображения слились воедино, стоит сказать и о том, и о другом.

Начну с того, что автор нашел потрясающий визуальный стиль — есть очарование в построении кадра, при котором окружение героев зачастую тонет, растворяясь в видениях прошлого, настоящего, будущего, или того, чего никогда не случится. Повествование становится тягучим, напоминает сон, что вдвойне атмосферно с учётом того, насколько осознанное сновидение является частью сюжета. Стилистика передана филигранно — архитектура, пейзажи, костюмы, различная мимика у каждого из героев, спутать которых положительно невозможно, постановка мизансцен со множеством иллюстрирующих происходящее на переднем плане "видений" — за всем этим какая-то сумасшедшая работа!
Я разглядел в числе источников вдохновения "Хабиби" Крейга Томпсона, и если это не так — да не огорчит автора сравнение, оно сделано исключительно в хорошем смысле.

Столь же много труда вложено в сюжет. Автор мастерски жонглирует огромным числом персонажей, каждый раскрывается и каждый получает свой "звездный час". То что поначалу грешным делом казалось мне очередной историей о "сильной-свободной темнокожей женщине, разрывающей цепи патриархального восточного мирка" оказалось на деле чем-то гораздо большим — политические конфликты, таинственный культ убийц, потусторонние сущности, гаремные интриги, семейная драма — чего тут только нет! И всё взаимосвязано, всё постепенно раскручивается, вовлекая всё больше людей, ставки растут, кругом опасность.
Как там в той шутке: "Что из этого больше всего нравится?" — "Да!"

Испанское название — "Певица", причём с чёткой коннотацией "фламенко" — буквально до последних страниц оставалось совершенно непонятным (наконец-то она станцует!), и всё же произведение в самом деле очень музыкальное, певучее, обволакивающее.

Оно однозначно вошло в число моих любимых работ.

Единственное что несколько беспокоит меня... 348 страниц. Около десяти лет работы! (если не больше!)
Это уже три тома объемом около 120 страниц каждый, или около двух томов объёмом в 160 страниц — а ощущение что мы только вышли из пролога! Есть некоторое ощущение что в начале работы автор сама была настолько очарована красотой задумки, что не поверила алгеброй гармонию и следовала за музой, пока не оказалось, что нарисовано уже очень, очень много, а конец истории немногим ближе чем в далёком 2016 году.

В порядке благожелательной критики, автор, хотя моё читательское сердечко радуется от того что история продолжается, хотя прелесть индивидуального творчества "для себя" в том и состоит, что можно не оглядываться на какие-то границы и условности — однажды историю придётся заканчивать, или она пополнит длинный ряд блистательных неоконченных творений, а все отзывы будут начинаться с "жаль, что автор бросил свою историю, могло бы получиться так хорошо, так хорошо, столько всего интересного повисло в воздухе!". Я очень надеюсь, что есть какой-то план как разрубить все крепче сплетающийся Гордиев узел.
Это вовсе не значит, что я призываю отказаться от истории после ее завершения — для того и есть сиквелы, приквелы, вбоквелы, спин-оффы, альтернативные истории и ещё много чего! — но концовка необходима! Она в конечном счете всё, что отделяет "талантливое произведение" от "многообещающей задумки".

Желаю удачи и вдохновения в работе над этой историей. Она великолепна.

И с Новым Годом)