Забыли пароль?
 
Script It! (Пиши!)

  Невредные Советы - 2.2  31/75  →

 
Script It! (Пиши!)
Комикс-пособие на тему "Как писать сценарии". Из личного опыта.
Сайт: https://acomics.ru/~script-it
Авторы: bogdan (тушь, скринтона), Xatch13 (сценарий, карандаш)
Parents strongly cautioned (Не рекомендуется лицам до 13 лет)
bogdan Невредные Советы - 2.2  =34934858

Хатчетт:
1) Courier или Courier New - я встречал в требованиях разных контор то один вариант, то другой.  

2) Еще одно преимущество такой формы сценария, как "американка" (с точки зрения тех, кто потом с ним работает) - на листе есть место для правок и помарок.

3) Если вы собираетесь куда-нибудь послать свой сценарий, то сначала проверьте требования к его оформлению! Я лишь привожу приблизительный формат. У каждой уважающей своё время конторы есть, как правило, на сайте пример оформления.

4) Речь здесь идет в основном о западных требованиях. У нас эти требования если и прижились, то сравнительно недавно. Но так как я считаю "американку" (или производные от неё) весьма полезной формой записи сценария, то я рекомендую пользоваться ей (или стремиться ей в чем-то подражать).

#413223mattias =34856858
Это.... это надо иметь в бумаге!!!
#413476Disasterrific =34818465
#413223: "это надо иметь в бумаге!" - Это надо иметь в формате .PDF и распечатывать.
#413496Anonymous =34816014
Можно сразу писать в КИТ Сценарист, благо что он бесплатный. Но, блин, как тяжело перестраиваться с литературного сценария на американский.
#413505Anonymous =34814212
Спасибище. Комикс запоем прочел и основные тезисы, вроде, в голове осели. Кошка крутая!

И по комиксному сценарию вопрос: когда такой сценарий пишешь уже представляешь себе сколько на какой полосе будет кадров и как скомпонованы или идет просто покадровый пересказ?
#413510Anonymous =34813812
На #413505 отвечать не надо - перечитал, там же написано.
#413524Dudemaster =34810125
Мне любопытно, как писать огромный сценарий и при этом ничего не упустить и не запутаться?

К примеру, комикс Гоблины:
http://acomics.ru/~goblins/878

Сценарий к которому был написан уже как 10 лет назад и сам автор уверяет, что половину не помнит и рисует по написанному. Однако, здесь учтено такое необъятное количество мелочей, моментов и деталей в сюжете (порой с отсылками к друг-другу аж за 600 страниц, и до сих пор, вроде бы, без косяков), что я не представляю, как половина всего этого учитывалось и не забывалось при написании?
Отредактировано «Dudemaster» 16.04.2016 11:41:38
#413551Xatch13 сценарий, карандаш  =34803540
- как тяжело перестраиваться с литературного сценария на американский.
- А не обязательно. Просто я привык к такой системе, мне ее легче воспринимать. Другим, вероятно, тоже. Но у меня были случаи, когда художникам было как раз удобнее работать с литературным сценарием. Слышал про режиссеров, которым так тоже было удобней, они всё равно всё под себя переделывали потом, и уже готовый вариант им сильно мешал. Тут просто учитывай, что в любом сценарии главное четкость и ясность - кто где находится, кто что говорит, что происходит. Ну, общие моменты. А там смотри по обстоятельствам.

- когда такой сценарий пишешь уже представляешь себе сколько на какой полосе будет кадров и как скомпонованы или идет просто покадровый пересказ?
- Сценаристы на западе, как правило, прописывают. Тут опять всё зависит сильно от того, кому ты это делаешь. Скажу так, Леонида Андреевича Васина (художника "Бесобоя") стеснял мой подход, когда я расписывал всё по кадрам. А мне вот это было важно, потому что формат диктовал ограничения - страниц-то можно нарисовать к сроку лишь ограниченное количество. Вот мне и надо было раскидать, что на какой странице происходит, чтобы уложиться.

- Мне любопытно, как писать огромный сценарий и при этом ничего не упустить и не запутаться?
- Мы к этому вопросу вернемся еще в комиксе, когда я буду более трезвым и более выспавшимся ))). Но вообще есть пара приемов. Не знаю, как у автора Гоблинов, могу лишь поделиться своими соображениями на тему.
* Для начала, не забывайте, что 600 страниц комикса - это куда как меньшее количество страниц сценария, тут проще ориентироваться. А если еще и пишешь для себя, то не обязательно прописывать каждую деталь.
* Четко пропиши для себя идею, и держись за неё. Ответь на вопрос, вообще о чём история и зачем ты её рассказываешь, кто главный герой. Это ОЧЕНЬ СИЛЬНО облегчит работу над большим проектом, не будешь отвлекаться на мелочи.
* Продумай систему, которая будет действовать без твоего участия. Скажем так, хорошо прописанный герой будет действовать ИМЕННО ВОТ ТАК, в любой ситуации. Даже если он будет хитрить и нестандартно выкручиваться.
#413560hristenko =34800762
Браво! Богдан и Хатчетт - респекты! Отличная работа!
#413647DochLunnogoTraktora =34790507
А ведь многие приёмы нам ещё в школе вдалбливают - на литературе, музыке, ИЗО.
Только вот мимо ушей проскакивает(
#414032kilamov =34723519
Жду продолжения. Спасибо за труд.
#414098Anonymous =34716409
OHUENNYJ COMICS
#414362avika =34681779
Спасибо вам!!! Это очень здорово!!!
#414380Anonymous =34679639
Спасибо, классный комикс и четкие ответы! :)
#414485Alkon =34670105
О, то что нужно. "Миллион" почти дочитан/додуман, теперь есть и это.

Для меня проблема в том, как начать. Т.е. что первостепенно, мир истории, персонажи, идея? Ведь любой из этих факторов меняет другие. Не могу определиться. Хотя возможно стоит на все забить, нафгиачить побольше скетчей, а там может что само выйдет.
#414575DochLunnogoTraktora =34650461
>Для меня проблема в том, как начать.
Вначале - довести себя до состояния когда ты не можешь не писать.
А потом - не дать себе остановиться.

Помню у нас была история которая началась с обсуждения технологии изготовления юбки с изменяемой длиной.
И внезапно это превратилось в игру-рассказ про восстание человечества против власти киборгов %)
#414646Xatch13 сценарий, карандаш  =34636921
- . Т.е. что первостепенно, мир истории, персонажи, идея?
- Я бы расставил акценты так: 1) Идея - что хочешь сказать, показать, зачем вообще взялся. 2а) Персонажи - как они своим образом или действиями развивают эту самую идею 2б) Сеттинг, мир, ситуация, условия, в которых действуют персонажи 3) Проблемы, которые персонажи должны попытаться решить исходя из заданных условий. Попробуй сделать скетчи, а потом просто проанализируй, как бы поступили эти персонажи в других ситуациях, "погоняй" их как в ролевую игру. Протестируй их на прочность, поставь в невозможные ситуации (чисто в уме, как упражнение, чтобы дно прощупать у персонажа).
#416363cibistroll =34400716
Хм... довольно познавательно. Спасибо авторам!
#417036Thief =34320916
Прекрасная реализация. Жаль что новья я пока не черпнул.
#417037Xatch13 сценарий, карандаш  =34320601
- Жаль что новья я пока не черпнул.
- Так наоборот! Это же отлично! Значит, все базы прикрыты.
#417038Xatch13 сценарий, карандаш  =34320573
cibistroll - Спасиб! Рад, что нра! )
#417055Akeema =34315134
Клёво =) Спасибо за прекрасную графику, за понятный язык в советах и стёбный творческий подход к теме в целом. Жду продолжения.
#418510Anonymous =34101869
Хатчет, ты ли это?) мы виделись лет 5 назад пару раз и тут на эту работу натыкаюсь, просто отлично, супер!)
#418732Xatch13 сценарий, карандаш  =34081278
Akeema - Пасиб! Будем пахать дальше! )
Anonymous - Я, наверное. Нас Хатчеттов не так много на свете ) Спасиб!
#419050lorellin =34027354
Отличная взрослая работа, улекательная и очаровательная красота логики: персонажи фактурные, мысль кипит без пробелов. Полагаю, вещь будет очень востребована не только подрастающим поколением авторов (меганеко-сценаристочка очень мила), но и людьми с некоторым опытом, потому что никогда не поздно и никогда не рано вправлять себе мозг в профилирущем направлении.
#419514bogdan тушь, скринтона  =33981616
Уии! Lorellin! Спасибо на добром слове )
Мы надеемся, что взрослые сценарные дяди добавят своих мыслей для обсуждения, чтобы сделать вещь еще полезнее. Потому что, как говорил Штурман, одна голова - хорошо, а две - смешнее.
#419553Xatch13 сценарий, карандаш  =33978084
lorellin - Тханкс, бро )))
#420726emil-dart =33820954
Как я понял, в данном сценарии сценарист выделяет то, что именно он хочет показать, а дальнейшие детальки уже следующий исполнитель подрабатывает (по согласованию со сценаристом, конечно). А то если сценарист хочет в в кадре прописать взаимодействие каждого массовочного персонажа на локации, как рынок, получится целое сочинение на две страницы в кадре, где диалогов может и не быть вовсе.
#420890Xatch13 сценарий, карандаш  =33809491
- А то если сценарист хочет в в кадре прописать взаимодействие каждого массовочного персонажа на локации, как рынок, получится целое сочинение на две страницы в кадре, где диалогов может и не быть вовсе.
- Как правило, это требуется лишь тогда, когда массовочные персонажи делают что-то важное, что-то, что вот обязательно надо указать, без этого вся сцена рушится и смысл меняется.
Но есть авторы, которые описывают и рынок, и дома за рынком на заднем плане, и героев, и каждого из массовки, и что каждый делает, и как зовут бабушку швейцара, и что они ели на завтрак, и какое освещение... Иногда это может и работать, здесь как раз литературная форма даже лучше подходит... но есть нюансы.
Как уже говорилось, сценарий - это схема работы. По мне так лучше акцентировать внимание на том, что действительно важно для сюжета, потому что всё остальное - лишний груз. Если действительно важно, чтобы на рынке на заднем плане один персонаж отвлекал бы народ с помощью дрессированной обезьяны пока другой бы обчищал им карманы, а там тетка-продавщица ругалась бы с соседкой, потому что та случайно разлила бидон с молоком по всему лотку - то я бы это прописал (ибо атмосферно). Но то, что у нее синяя кофта, которую она явно купила на распродаже, и платок на голове у нее с узорами из драконов, борющихся с фениксами - вот это уже не так важно для персонажа с без значимости для общей истории.
Тут сложно однозначно сказать, что хорошо, а что нет - это зависит от мастерства автора, от требований, от осмысленности такого шага...


Согласование со сценаристом на каком-то этапе просто прекращается. Становится не до того. ))) В особенности, если есть ДЭДЛАЙН, и сценарист не заправляет всей конторой. )))
#422540DochLunnogoTraktora =33582444
...а потом автор мучительно пытается узнать на экране своё сочинение...(с) кто-то из советских классиков
#424743Anonymous =33241476
Странно, я вообще не сценарист. Программист я. А читается с интересом и, кажется, даже с какой-то пользой. Особенно насчёт командной работы. Спасибо.
#425088bogdan тушь, скринтона  =33203300
#424743Anonymous
Спасибо. Мы на это в том числе ориентировались: подать информацию так, чтобы было ее интересно читать. Надеемся, что выйдет интересный обзор "внутренней кухни" сценария )
Для тех, кто им занимается, чтобы взглянуть, не упустили ли что. Для остальных - понять как это все делается, возможно наконец выяснить по какой же именно причине больше или меньше нравятся те или иные произведения )
#439288Natasha-Solo =31240637
Написала на листочке "приключенческое фэнтези" и поняла, что нихрена этих самых приключений не придумала. Глобальный сюжет есть - аля: герои появляются, объединяются в команду, появляется глобальное зло, герои сражаются с этим самым злом и в итоге в меру кровавый хэппи энд. Но что-то все как-то линейно. Посему у меня будут вопросы, было бы классно, чтобы на них появились ответы)) Буду перепахивать историю по мере добавления информации.

1. Есть линейное повествование, какие можно применить приемы, для более интересной подачи? Я знаю, что, например, сначала дают читателю понять, что случается какая-то неприятность, а потом "двумя часами ранее" Когда это уместно? Когда мешает? Есть еще подобные фишки?

2. Есть ли какие-то особые приемы у детективного, приключенческого жанра?

3. Какие примеры приключенческих историй посоветуете почитать, как удачные?

Спасибо.
#439623Xatch13 сценарий, карандаш  =31209877
Начнем с главного - линейность это не всегда плохо )
Линейность, когда нам не интересно (болеть за персонажей, смотреть за приколами) - вот это плохо. А так линейность порой позволяет дать четкую картину.
Вот герой, вот злодей, вот проблема... поехали. Всё на своих местах, зритель не напрягает голову, он расслабился и получает удовольствие.
Просто не надо путать линейность и клишейность.

1 - черт, как бы это сказать, чтобы меня правильно поняли... Вот это "двумя часами ранее" - это скорее фишка монтажная, чем сюжетная. В том плане, что этим приемом не решишь общие проблемы. Он хорошо работает для того, чтобы объяснить, какое событие "А" случилось два часа назад, что теперь из-за него происходит событие "Б". Подобных фишек до фига. Но это не решит общую проблему, если таковая есть.

2 - Ну, почти везде в таких жанрах есть прием "Ты думал, что все вот так, а на самом деле...". Детектив весь из этого состоит. Мы думаем, что А злодей, но потом скорее понимаем, что виноват В, но В и рядом не было, значит, виноват С, но С убит и мы понимаем, что виноват А, но А.... и так далее. Приключение использует этот прием в виде "Ты думаешь, что всё плохое уже позади? Как бы не так!". В этом плане очень показательны фильмы про Индиану Джонса, второй в особенности. Думал, удрал от мафии? Ан нет! Думал, сумел приземлиться? Ан нет! Думал, что в деревушке спокойно? Неа. Ну и так далее.

3 - Да удачных до фига, просто тут всё зависит от требований.
Просто "приключения" - это термин, включающий ОЧЕНЬ много всего. Но по ритмике из книг мне всегда нравился Тим Пауэрс - "На странных волнах", к примеру.
Из комиксов - Geobreeders Акихиро Ито. Первые три Джонса великолепны.
О! "Андриеш"! Мать его перемать, Андриеш и его похищенная овечка/девушка/идеал, что она там. Вот это четкий пример линейности и интереса. Парень сидит, никого не трогает, налетает злобный злыдень, крадет имущество парня, и дальше парень идет на протяжении 300 страниц по прямой, бить морду злыдню. По дороге попадаются злыдни поменьше, парень сначала получает от них в рыло, но терпит, находит на них управу, и движется дальше, снабженный трофеями. И чем дальше в лес, тем существеннее толще партизаны. Одна долина, где злыдни мешками вынесли весь воздух и передушили так весь народ в ней, чего стоит! ))))


Рецептура для борьбы с "линейностью" - попробуй задавать постоянно вопросы И давать на них ответы.
И самый полезный вопрос тут "И ЧТО С ТОГО?"
Например, у героя похитили девушку... И что с того? Да вот у них была такая любовь, такая любовь... окей, выяснили это. И что же он собирается предпринять? Ну, пойти за помощью. Окей, куда, в полицию? Нет, что вы! К магу! Ууу.. Окей, и что с того? Почему это должно быть интересно? Да вот понимаете, маг-то с приветом, и вообще заколдован и превращен в дуб. Ого, и что...? И так далее.
#440380Natasha-Solo =31080928
Ок, спасибо. Про сопереживание это важно. Надо записать в "топ" задач.
#443549Lennigen =30656777
Спасибо большое за так интересно поданые советы!
Скажите пожалуйста, в работе над сценарием, например Бесобоя, вы расписываете страницы и кадры или это делает уже художник при создании раскадровки?
#443829Xatch13 сценарий, карандаш  =30623573
Не вопрос )
Я бью на кадры и страницы. Для этого есть несколько причин
1) Я хочу, чтобы на странице была определенная мысль или сцена, на следующей другая, и так далее. Отсюда и деление на страницы. Это вопрос подачи информации. Но, исходя из этого, мне имеет смысл продумать события на странице. Как правило, на странице хорошо помещаются 6 кадров, не более. Вот и приходится думать.
2) Художники успевают рисовать лишь определенное количество страниц в неделю. В противном случае может статься так, что часть страниц просто не успеют нарисовать. Уже такое было, и было чертовски обидно выкидывать их. Но что делать? Есть дэдлайн, и он диктует всё. Номер выходит первого числа каждого месяца. Чего-чего, а Bubble держит дэдлайн, и это чертовски правильно.
В общем, поэтому надо заранее думать над тем, чтобы вписать всё в то количество страниц, которое художники явно сумеют сделать. Если есть запас времени, то можно сделать не, скажем, 24 страницы, а больше, но запаса, как правило, нет.
#449713DochLunnogoTraktora =29930567
а можно мне ,можно я?

>1. Есть линейное повествование, какие можно применить приемы, для более интересной подачи?

самый простой способ - раздать роли паре знакомым и попробовать некоторые сценки вживую. Иногда такой отыгрыш даёт самые неожиданные ходы.
Можно просто написать варианты на бумажке и бросить кубики как в ролёвке.

Кстати вот гайд от ролевиков по сюжетам

http://eu.battle.net/wow/ru/forum/topic/1776591595
#452992Inferno2015 =29507618
Прочитал и законспектировал! Постараюсь применять. Жду продолжения!
#458138Malcev =28899108
Я что единственный, кто создаю сценарий в виде раскадровки (кстати, иногда даже для текстовых рассказов тоже, не говоря уже о пьесах и видеороликах)?
#458527Xatch13 сценарий, карандаш  =28842548
Насчет текстовых рассказов ничего не скажу, может, в этом и есть смысл, хотя мне он не особо понятен. Ну, если работает, то почему бы и нет?
Что касается всего остального...

Делать сценарий в виде раскадровки хорошо, когда ты же и контролируешь проект. Ну, или если начальство не против. Тут можно и пропустить этап сценария, и сразу начинать работать с раскадровки (на своих собственных проектах я так зачастую и делаю).

Но.
Раскадровка от сценариста не всегда требуется, в особенности если работаешь в коллективе, где, скажем, уже есть раскадровщик (художник, режиссер), которому твоё видение может и помешать (или ему просто не понравится, что ты лезешь в его область). Ведь художник/режиссер тоже хочет донести своё собственное видение, а не просто обводить чужую работу.
Бывает, что процесс в компании поставлен так, что раскадровка - от сценариста - просто не будет принята, как, например, в западных издательствах, ибо не формат. В особенности если приходится работать с массой сценариев, или если требуется быстро выдавать сценарий - а написать почти всегда быстрее, чем нарисовать.

Раскадровке можно посвятить отдельную комиксную серию, так как тема богатейшая, но я за это пока не возьмусь.