Забыли пароль?
 
Script It! (Пиши!)

  Подлый вопрос "Зачем?" - 06  13/75  →

 
Script It! (Пиши!)
Комикс-пособие на тему "Как писать сценарии". Из личного опыта.
Сайт: https://acomics.ru/~script-it
Авторы: bogdan (тушь, скринтона), Xatch13 (сценарий, карандаш)
Parents strongly cautioned (Не рекомендуется лицам до 13 лет)
bogdan Подлый вопрос "Зачем?" - 06  =35270028

#413815emergency =35106704
имхо - контроль не всегда есть хорошо, и это скорее часть личного почерка автора
некоторые хорошо пишут истории, досконально выстроенные с начала и до конца
другие наоборот раскрываются в историях, где они специально не держат контроль

тот же замечательный акимовский Вася - история замечательная именно отсутствием контроля
#414044Xatch13 сценарий, карандаш  =35057081
- Вася - история замечательная именно отсутствием контроля
- Ты как-то щас вот зря Васю залажал. Чего-чего, а Акима вроде прекрасно знает, какой настрой она хочет создать в "Госпитале". А в отрывке с Васей она пилотирует историю достаточно умело.

Некоторые могут приготовить блюдо, высыпав всё из холодильника в один таз и помешав ингредиенты ногой. И может получиться безумно вкусно. Но это уже вопрос личного таланта, а иногда и тупо удачи. И даже сами такие вот одаренные личности редко когда могут обучить других этому приему. К тому же, если уж собираешься писать на заказ, то лично я не рекомендую отпускать вожжи (да и по-хорошему, редко кто позволит). А для себя - да раскрывайся на здоровье.
#414067emergency =35054862
>А в отрывке с Васей она пилотирует историю достаточно умело.

Там писалось без предварительного плана даже на пару страниц вперёд. Серьёзно, спроси Акиму, если не веришь мне. Я её как раз расспрашивал на эту тему.

>К тому же, если уж собираешься писать на заказ

Пятнадцать лет фуллтайм пишу) Лично мой подход - посередине. То есть я составляю план и утверждаю его (особенно если это первая работа с заказчиком), однако в пределах плана часто оставляю место, где можно было бы поиграть.
А если работаю с заказчиком не первый раз, и утверждать каждый чих уже не нужно - то там можно предварительно обсудить только ключевые идеи, и там можно позволять себе финты, когда пишешь-пишешь и тут посередине понимаешь, что если вот сейчас грохнуть главного героя - всё станет значительно лучше. И тогда план идёт нахер, с середины пишется другой, и потом уже идёт работа по нему.

Некоторое наитие - полезная штука. И в заказной работе тоже.
#414300DAHR =35025800
>другие наоборот раскрываются в историях, где они специально не держат контроль

Если НАМ КАЖЕТСЯ что автор "не держит контроль", а история выходит все равно огого, значит автор держит контроль. Ибо держать контроль над историей это вовсе не распланировать её от начала до конца. Это уметь написать и нарисовать её так что выйдет хорошо. Кто это делает? Автор. Благодаря чему? Вмешательству музы с арфой? Хер там. Благодаря собственным навыкам.
#414400emergency =35012306
В самом общем случае - да. Но не совсем.
Короче я о том, что историю можно писать, контролируя её сознательно.
А можно - отдавая те или иные части (либо вообще всё) на откуп своему бессознательному. (Лучше всего последнее работает в character driven историях, где автор часто вообще без понятия, как себя поведут его персонажи.)

И оба подхода имеют своё право на жизнь.
#414634Xatch13 сценарий, карандаш  =34972640
- план идёт нахер, с середины пишется другой
- (устало) То есть план есть в обоих случаях, и понимание о чем история есть, и под это переделываешь новый сценарий, где учитываешь всё вышесказанное мной. Чего пиздишь-то тогда?
До фига историй задумывалось как одно, потом тридцать раз менялась концепция, и вышло в результате совершенно другое. Но если оно вышло целостным продуктом, целостной историей, без метаний в финальном варианте - отлично, и никто не узнает, что ты всю историю записал полностью с кокаинового бреда.

- Историю можно писать, контролируя её сознательно. А можно - отдавая те или иные части (либо вообще всё) на откуп своему бессознательному.
- Если у кого-то есть, там, "наитие", охренительный талант и волшебные гномики, которые за него напишут завлекательную историю, пока он валяется в луже рвоты - это его личная перка. Я не смогу учить людей какому-то "наитию", я не могу говорить им на голубом глазу "слушай бессознательное", "прилетят Анунахи и всё сделают" - я не стану им врать.

- Серьёзно, спроси Акиму, если не веришь мне. Я её как раз расспрашивал на эту тему.
- Ох, ты с этим поосторожней.... Как-то кто-то уже предлагал нам по какому-то поводу "спросить Еремина", да и меня тоже "цитировал". В обоих случаях он лгал. Второй человек в моей жизни, которого я банил.

- И оба подхода имеют своё право на жизнь.
- Конечно имеют. Просто вероятность получения фигни на выходе во втором случае - 99%. Но кому-то нравится и фигня. Я с этим не спорю - чего хотите, то и делайте. Вот только маяться фигней с "бессознательным" и "наитием" вы, ребята, если захотите, прекрасно сможете и без меня.
#414672emergency =34969421
>В обоих случаях он лгал

В обоих случаях говорилась правда.
Тебя я тогда недопонял, и сразу же извинился.

И мне не хотелось бы устраивать эти обсуждения в каментах.
#414680Xatch13 сценарий, карандаш  =34968365
А их и не будет.
#415211DAHR =34894037
Вот и славно.
#415960Octane =34780206
Некоторые вещи нельзя придумать и запланировать, их надо "прожить". То есть когда тебя уже начинает просто "нести" в нужную сторону. Я вот сколько ни пытался распланировать все-все-все - а вот тут у мен будет комедия, а вот тут трагедия, а тут велосепедист с неба упадет - в реале так не работает (я об онгоингах в основном), все равно в какой-то момент ты проникнешься историей и тебя "понесет".
#416023Xatch13 сценарий, карандаш  =34772544
- "в какой-то момент ты проникнешься историей и тебя "понесет"."

- Если тебя несет в нужную сторону, на благо истории, на благо читателя, то это значит, что ты хотя бы подсознательно понимаешь структуру, а не просто пишешь всё, что в голову придет - сегодня про смешных зверушек, завтра про бойню бандитов. Кому-то удастся это сделать хорошо и органично, но тут я вижу два варианта - либо они сумели правильно поставить цель, либо им просто повезло. На везение я бы не рассчитывал.

Бывает, что вот у тебя запланировано всё, и вдруг ты понимаешь, что было бы лучше сделать наоборот. И порой меняется вся структура. "Заговор Единорогов" был когда-то комедией. А "Скунс и Оцелот" был мрачным рубиловом. В обоих случаях что-то случилось, и концепция полностью поменялась. Но в финале читатель не заметит этого, потому что все эти изменения были внесены до того, как произведение появилось на свет в законченной форме, еще на подготовительной стадии.

Бывает, что автор начинает писать комедию, а потом скатывается в мрачняк. И такое порой работает. Но это будет заметно, в особенности если автор сам не был в курсе, что это произойдет. Но хорошо, допустим, это произошло. И вдруг твоя комедия становится трагедией с кучей трупов. Если считаешь, что достаточно подготовил почву для такого перехода без вреда для целостности - то вперед. A Modest Destiny и Zap! начинались как хохмы, но ближе к финалу там начали проскакивать совершенно злобные нотки. И кое-где авторам удалось это совместить, при этом не испоганив общую концепцию. Но, полагаю, они были прекрасно в курсе о том, что делают.

Многие авторы потом пытаются вернуться и переделать те страницы, что были вначале, именно потому, что старый вариант был совсем не о том, о чём потом стала вся история. Если бы они с самого начала задали себе этот вектор, у них не возникало бы потом искушения "переснять сцены на Татуине". Но по той или иной причине это в то время было невозможно, вот и приходится потом разбираться.

Крепкие онгоинги, вроде "Тетради Смерти" и "One Piece", держатся в одном русле, потому что заранее выбрали себе путь для истории, и авторы знают, где можно уделить место для комедии, а где для трагедии. Они не мечутся в поисках того, о чём их произведение в целом. Вот это и есть пример реализации четко поставленной задачи.

Из своего опыта - совсем недавно я вдруг понял, что "Заговор" в определенном моменте скатится в самый жесткий мрачняк, на который я буду способен (вспоминая ранние наработки, мне становится даже как-то смешно, настолько огромен контраст). И всё же я могу позволить себе оставить место для более легких сцен и историй, и специально подобрал тот формат, что позволит мне рассказать всё, что я захочу - я делаю его по главам от лица разных персонажей, и то, что не могу сказать их словами, говорю Гилом, который вообще не персонаж. Но я не забываю о том, о чём история в целом.

Никто не отменяет вспышки озарения, они есть у всех авторов, после которых самому страшно и хорошо на душе одновременно. Хочется выпить винца и сказать про себя "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!". Но эти вспышки "наития" - вещи, которые сложно, а порой и невозможно контролировать. А когда они случаются, их имеет смысл либо встраивать в то, что уже есть, либо менять то, что было придумано до них. Я бы не стал строить произведение на том, что когда-то меня посетит вдохновение. И другим ни за что не стал бы этого советовать.

Не несись по волнам, а пытайся загребать в нужном направлении. Ты ж не купаться вышел, ты проплыть дистанцию должен. Ты рассказать историю должен. Детали можешь менять, как хочешь, но лучше, если сразу наметишь себе цель, и будешь к ней плыть. Брасом, кролем, как угодно. Но бесцельный заплыв... ну, он, по моему мнению, бесцелен.
#418293Anonymous =34466634
Когда автор заранее знает, куда ведёт сюжет - это прекрасно. Я так дважды перечитывал HPMOR, чтобы поймать все расставленные автором намёки в начале книге о том, что будет происходить позже. Пророчества Лавгуд - это фанфик внутри фанфика.
#446595MRA-aka-CR =30614217
*просто тихо плачет на своей Конфеткой, где сюжетные планы развернуты на 4-6 лет вперед и до конца истории, при этом жалобы на отсутствие развития и филлерность уже почти заставляют поверить в себя*