Публикация
Спаскома
Изображение пользователя kotalmaty
#1172967kotalmatyАвтор=145708754
#1172646
Ну, дело даже не в количестве кислорода в воздухе в процентах, она, грубо говоря, одинакова, что на уровне моря, что на высоте семь тысяч метров и составляет примерно 18-19% (это навскидку по памяти, сейчас не могу проверить). Дело в давлений. На высоте семи тысяч метров атмосферное давление составляет примерно половину от атмосферного давления на уровне моря (примерно - потому что оно сильно зависит от погодных условий и широты: на экваторе давление будет выше, из-за чего, собственно, наша семитысячная Победа по ощущениям равна восьмитысячнику в Непале). То есть при тех же 18%, чтобы получить тоже количество кислорода, что и на уровне моря, вам надо будет поглотить в два раза больший объём воздуха. С вертолётами, наверное, та же фигня, и это с учётом того, что в разряженном воздухе резко падает подъёмная сила винтов. :)))
Изображение анонимного пользователя
#1172936Anonymous=145726031
*голосом Йоды магистра* Отсылку к жвачке Love is... на первом кадре вижу я
Изображение анонимного пользователя
#1172646Anonymous=145756888
#1172117

Автоматика - не бог, а инструмент. Причем, весьма ограниченного применения.

Квадрокоптеры тут не лучший пример - работающих на жидком или газообразном топливе из них единицы, а литиевые батареи не имеют свойства каждую секунду работы двигателей терять вес, в отличие от топливных баков.
А Ми-8 сжигает в крейсерском режиме 680 килограмм керосина в час. то есть - каждые десять минут машина становится легче на 100 килограмм.
Про массу и размер, влияющую на управление, уже сказали.

Режим зависания - самый проблемный. Вертолет умеет зависать, но создавали его летать, а не висеть. Во всех остальных режимах, даже при посадке - вертолет движется, то есть противодействует одной и более сил, на него действующих превосходящей силой. При зависании - он ничем не противодействует сам, и пилот вынужден компенсировать действие внешних сил точно рассчитанным противодействием. Проблемы при зависании и посадке схожи, но не одинаковы.

А что до автоматики - есть там автоматика. В штиль или при постоянном несильном ветре она позволяет выполнять любые маневры. Вплоть до установки спущенного на тросе из кабины вертолета мешка в круг диаметром 1 метр или висения почти неподвижно для наблюдателя. Чем меньше сил действует на вертолет, тем меньше работает пилот, и больше работают системы вертолета.

А что до гор... Вертолет вообще не придуман для гор. Ну вот так. Вертолет придуман для высот от 500 до 5000 метров. И лучше всего себя чувствует на высотах до 3 тысяч метров над землей.
Газотурбинный двигатель всасывает за минуту несколько тонн воздуха, смешивая его с топливом и выжигая из него кислород. У земли кислорода в воздухе 21%. Тут мне уважаемый kotalmaty по шапке даст - и кислорода на уровне моря 20,9, и зависимость там не линейная - но если очень грубо - каждая 1000 метров высоты - это -1% кислорода в воздухе.

То есть, на высоте 3 тысячи метров кислорода в воздухе (очень грубо) уже 18%. Основные нагрузки на двигатели вертолетов идут в диапазоне от 100 до 1000 метров над поверхностью. В этом диапазоне высот транспортные возят грузы, а боевые выходят в атаку. Для большинства поверхности Земли это от +100 до +250 метров над уровнем моря. То есть от 100 до 1500 метров высоты над уровнем моря 21-19% процентов кислорода в воздухе.
Из вот этих 19% кислорода и проектируется двигатель. При 19% всосали полтонны, сто килограмм кислорода + топливо, все топливо сгорает полностью и с максимальной эффективностью, то есть 101% мощности двигателя.
У земли, двигатель будет полностью сжигать топливо и выбрасывать несгоревший кислород в выхлопе. А вот в разреженном воздухе, где кислорода, допустим, 16%, пилот дает газ, в двигатель идет топливо, но кислорода не хватает, на 100% сгорания топлива, и несгоревшее топливо уходит в выхлоп. А мощность двигателя падает процентов на 20. Ну, вот так. То есть, в горах вертолет испытывает острый недостаток мощности двигателей. При этом - в разреженном воздухе падает подъемная сила у винта. Получается "воронка" - чтобы эффективно лететь, нужно больше оборотов винта, больше мощности двигателя, а её-то как раз и нет. И чем выше - тем больше мощности требуется, и тем сильнее падение мощности. Ну и еще растет нагрузка на все механизмы, особенно оси, подшипники и рычаги автомата перекоса, которым вертолет к винту и подвешен.
При этом, вертолет любит простор. Это самолету нужен узкий "коридор", и хоть трава не расти, а винтокрылый - птах вольный, ему вот покрутиться дай, слева подойти, справа, и еще пару разов. В горах же - он в очень узком коридоре, где и самолету тесно.
То есть, любой вертолет в горах - далеко "вне зоны комфорта".

Ми-8 в горах выручает то, что это "большой" вертолет. 6,8 тонн своего веса, 2,8 тонны топлива, и три тонны груза можно за два часа оттарабанить за 500 км. Но если лететь на 100 км, то топлива можно взять тонну. И в груз не три тонны, а тонну семьсот-тонну восемьсот - десяток альпинистов со снаряжением. Итого имеем по весу запас в три с лишним тонны. Это - резерв мощности двигателей. Именно из расчета гор и разреженного воздуха.
На этом запасе мощности - а три тонны - это половина своего веса "восьмерки" - и выезжают. Более легкие вертолеты с меньшей мощностью двигателя, и меньшим весом, который можно "освободить" в горах себя чувствуют еще хуже.

>>Не уверен, что нужно доводить давление прям до уровня "человек на лыжах".
До куда меньшего, чем человек на лыжах. Лыжник, провалившись в "рыхлость" или ломает щиколотку или вытаскивает ногу с лыжей или лыжу отдельно. Вертолет "зацепившись" лыжей, провалившейся в рыхлость, делает рывок в десять тонн силы тяги, прокручивается вокруг застрявшей лыжи, касается законцовками лопастей земли, после чего лопасти фрагментируются и отправляются в самостоятельный полет, рубить все, что на пути попадется, заваливается на бок, и иногда после этого загорается и взрывается. И даже если нет - пассажиров из него вынимают шваркнутых с силой в несколько тонн об выступающие части внутренностей вертолета, как правило - металлические. Т.е. если и живых, то поломанных.
Изображение пользователя Erios
#1172553Erios=145772506
Хорошо то, что хорошо заканчивается. Все живы. Никто носы и пальцы не отморозил. Романтика.
Изображение пользователя kotalmaty
#1172447kotalmatyАвтор=145807381
gothtobe-88
И то польза :))))))))))

#1172117
Автоматика имеется на всех машинах, и да, современные системы позволяют то, что было невозможно ещё десять лет назад, например создавать инидивдуальные летательные аппараты, вроде летающих мотоциклов. Но всё-таки есть разница между лёгким дроном и тяжёлым вертолётом. Всё дело в инерции. "Восьмёрка" не будет реагировать на действия системы стабилизации так же быстро, как дрон, или даже мотоцикл. Всё-таки размер имеет значения.

Касательно того, что "восьмёрка" плохо подходит для горной местности, это заявление весьма спорно. "Эмтэвэшки" вполне успешно снимали пострадавших и плеча Чапаева и с перевала Дикого, а это 5 900 - 6 100. Да и вообще, "восьмёрка" была и остаётся рабочей лошадкой горных экспедиций и на мой взгляд, со своей задачей справляется на отлично. Все катастрофы, которые я знал, происходили по вине "человеческого фактора": из-за запредельного пренебрежения ТБ и запредельной же жадности.Повторюсь - запредельноо. Предельное пренебрежение и предельную жадность "восьмёрка" переносит неплохо. :))) И лебёдки на неё, кстати, ставят.

ArchAngelArt
:))

DochLunnogoTraktora
Я склонен людям верить, тем более предложенная ниже интерпретация вполне реальна :))

#1172296
:)))))))))))))))
Отредактировано «kotalmaty» 18.02.2020 02:22:17
Изображение анонимного пользователя
#1172296Anonymous=145829270
Ну с учетом плохой слышимости могло быть что-то типа

"(атас!) СМОТРИ, (как бы все сейчас не на*бну)ЛОСЬ!!" - "(да блин так) ЕЩЁ (хуже! лучше б оно на*бну) ЛОСЬ (сразу)!!!" - "АГА, (ничего, что оно бы с нами вместе на*бну)ЛОСЬ!!!"
Изображение пользователя DochLunnogoTraktora
#1172195DochLunnogoTraktora=145842000
>Полагаю, тут было какое-то сокращение и дело было весьма серьёзно, раз уж орали и бросали машину туда сюда, но какое, это надо у специалистов спрашивать. :))))))

Знаешь, в момент рассказа мне с подругой было 17 лет доктору 25, ночная смена красавец-интерн и две симпатичные студентки)
Вот спустя ещё 17 лет я начинаю подозревать - а не вешал ли он нам молодым да красивым лапшу на уши?)))
Хотя это было очень убедительно.
Изображение пользователя ArchAngelArt
#1172151ArchAngelArt=145847881
kotalmaty
Всегда рад, в детстве как и у большинства сверстников не было интернета, за-то был канал Discovery который был мне интереснее многих мультиков и влил в меня кучу знаний и привил интерес к всему что летает, а так же сделал очень любознательным и жадным для любых знаний, полезных и не очень =).
Изображение анонимного пользователя
#1172117Anonymous=145851632
#1171948, позвольте продолжить своё занудство.

>>Вертолет никогда не "висит", он всегда "плавает" с некоторой амплитудой.
Это при условии постоянной подъёмной силы. Но автоматика способна гораздо быстрее человека реагировать на изменения высоты и приводить подъёмную силу к равновесию путём изменения шага винта. Ту же автоматику можно научить и исправлять крен/скольжение от болтанки.

Вообще, я исхожу из расчета, что для посадки нужно продираться сквозь те же самые условия, что и для висения. Только с запасом высоты не 10, а 0 метров.

>>площадь лыж должна составить около 10 кв. м
Не уверен, что нужно доводить давление прям до уровня "человек на лыжах", да и насчет "тонну-полторы" сомневаюсь, но в целом доводы не лишены смысла.

Да, и я нигде не требовал устанавливать лебёдки именно на Ми-8. При всех его достижениях, судя по разговорам о недостатке тяги, для работы в горной местности он плохо подходит. Что с лебёдкой, что без.
Изображение пользователя gothtobe-88
#1172110gothtobe-88=145852808
Прочтение комикса - 2 секунды. Прочтение комментариев - 5 минут. Итог: в ахтунг ситуации буду повыше задирать обе руки и выдыхать, только когда вертолёт доберётся до базы...
Изображение пользователя kotalmaty
#1171994kotalmatyАвтор=145884278
titrimetry
Спасибо :))
Изображение пользователя kotalmaty
#1171993kotalmatyАвтор=145884325
Tsvetochek
А что за момент?
*напряжённо пытается вспомнить*
Изображение пользователя kotalmaty
#1171981kotalmatyАвтор=145893909
ArchAngelArt
Спасибо за ответ :)) Сам я не спец и знаю ровно столько, сколько мне было положено знать :)))

#1171658
Тут ниже уже ответили достаточно развёрнуто, так что добавить мне нечего. :))) Могу только добавить, что "Кашка" в плане установки лебёдки предпочтительнее. Машина легче и гораздо более устойчивая. :))

Malgoska
Так он же не высотник. Это у высотного брата полный кистевой набор - роскошь :))

DochLunnogoTraktora
Удивительно, что он что-то слышал. В той же восьмёрке не то, чтобы совсем грохотно, но орать в уши друг другу всё же приходится (причём шум от винтов такой, низкий, подавляющий, на уровне басов). Ну и кабина отделена от салона. Другое дело, что имея больного ребёнка на борту, гоняться за лосями винтокрылые вряд ли бы стали, если только не совсем отморозки. Полагаю, тут было какое-то сокращение и дело было весьма серьёзно, раз уж орали и бросали машину туда сюда, но какое, это надо у специалистов спрашивать. :))))))

Nivlar
Две руки вверх: - "Да, нуждаемся в помощи". Одна рука поднята, вторая опущена: "Нет, в помощи не нуждаемся". Известно по крайней мере несколько хрестоматийных случаев когда незнание этого базового принципа приводило к весьма печальным последствиям. И пара из моего личного опыта, которые к печальным последствиям не привели, но вполне могли.

sgr
Маленький дрон это всё же не многотонная "восьмёрка" разработки середины прошлого века. :)) Но да, прогресс не стоит на месте и вертушки уже ставили колесо на на вершину Эвереста, что ещё недавно было практический невозможно. Другое дело, что есть ещё человеческий фактор, и когда толпа народа штурмом берёт вертушку и потом она, переполненная до краёв, минут десять болтается по поляне Москвина, не в силах подняться, потом, чуть не врезавшись в столовую, уходит в пропасть и ты уже реально ждёшь, когда облака полыхнут оранжевым и раздастся гул взрыва, и лишь потом вздыхаешь: "Повезло...", тут то и понимаешь, что одним техническим прогрессом тут не обойдёшься.
П.С. Невероятное везение памятного мне таджикского экипажа всё же закончилось в позапрошлом году, когда они всем составом ушли на вечную вахту протаранив бортом морену.

#1171948
Спасибо за такой развёрнутый ответ, исчерпывающе! Теперь осталось только разгадать загадку ЛОСей. Тут, честно говоря, я даже не представляю о чём речь. Те несколько раз, когда я занимал место и гарнитуру бортмеханика (чтобы вывести борт на нужную вершину, как правило), в бешеной скороговорке пилотов я понимал только, что примерно на 75% она состоит из мата и даже различал отдельные слова, но и то, не все. :)))
Изображение анонимного пользователя
#1171948Anonymous=145897910
Автор - огромная вам благодарность за работы!

Аноним #1171593
Вертолет, чтобы висеть в воздухе, каждую секунду проталкивает лопастями вниз собственный вес. Ми-8 - без груза, с топливом "под пробочку" - 9 с лишним тонн, в зависимости от модификации - может и больше. Подъемная сила, создаваемая винтом = масса вертолета + еще тонна или больше. Иначе он не летит(
Да, почти 11 тонн живой силы давления распределены на 350 квадратных метров площади работы винта и расходятся вниз конусом, поэтому человека под вертолетом не плющит об землю, как пакетом бетонных плит, а просто сдувает с ног, или сдувает шапки и торчащие из кармана рукавицы.
Для сравнения - массовый мировой "спасатель" - модифицированный Сикорский UH-60L - это 7-7,5 тонн давления, на 250 кв. м. площади при удлиненных лопастях.

Дальше - воздух не однороден по плотности. Мягкий весенний ветерок на графике - нехилая синусоида. То есть - чередующиеся зоны плотности и разрежения. В эту среду переменной плотности врезается несущий винт, задача которого создавать постоянную подъемную силу. Итог? Вертолет никогда не "висит", он всегда "плавает" с некоторой амплитудой. Разрежение - ушел вниз на полметра, а то и полтора, плотность - пошел вверх на те же метры. Но - это при "большой волне" - то есть "плотном" ветре. При порывистом же, идет постоянная болтанка с амплитудой в полметра.
Дальше у нас идет парусность. Ветер, упираясь в любую плоскость, давит на нее с силой, пропорциональной его скорости. Ми-8 в силу размеров, обладает большой парусностью. Усредненная площадь профиля (без хвоста) у него где-то 3,5х9 метров. У некоторых яхт океанского класса главный парус поменьше будет.
И в этот "парус" давит ветер, удары которого компенсируются только работой пилота.
Как и у любого другого вертолета, впрочем. То есть, относительно точки на земле - вертолет "гуляет" влево-вправо по ветру, а точнее - болтается по сложной спирали вокруг. В радиусе до 10 метров. У UH-60 получше и с парусностью и с аэродинамикой, и масса поменьше, отчего он более "устойчив", но все равно, колбасит их тоже изрядно.
Вроде бы - встать носом по ветру, уменьшить парусность, подставить самый аэродинамический профиль - и всё. Но спасательный вертолет работает "по земле", а не "от себя".
Ветер в горах - это тема отдельная. Каждый склон "омывают" восходящий и нисходящий потоки, при этом плотность и взаимотечение меняются постоянно, каждый выступ оставляет завихрение, при этом есть еще и ветры, дующие поперек склона и потоков, часто под углом, и над всем этим еще пара слоев конвекционных процессов из ущелья. В общем - берем бутылку, берем шарик аскорбинки, кидаем в бутылку, заливаем на треть водой, трясем в разные стороны не повторяясь. Ну вот аскорбинка - это вертолет. И это - в хорошую погоду. (утрирую конечно, но то, что там в атмосфере - это чрезывычайно волшебно-интересно-загадочный трындец).

Теперь лебедка и спасательная люлька. Это дополнительная взлетная масса, и дополнительный член экипажа. Да, операторы лебедок еще и парамедики как правило, или штурмана, но тем не менее - еще один человек на борту.
При подъеме система "люлька-трос-вертолет" представляет собой простейший рычаг, в котором кидаемая ветром люлька еще и действует на вертолет, дополнительно его раскачивая. Это в фильмах "всё по ниточке", и на съемках шоу, когда "ловят погоду", в реальности - положите карандаш на палец, на треть длинны, и покрутите более длинный конец по сложной спирали. Ну, вот такие фигуры, как другой конец, пропорционально "болтанке" вертолета и выписывает люлька с пострадавшим, или спасатель со спасаемым на тросе.

Наконец, последнее. UH-60 имеет две лебедки и две консоли в базовой версии. По проекту. У спасательных вертолетов, взамен кой-чего сугубо военного, ставят усиленные удлиненные консоли и только. Ми-8 лебедок в конструкции не предусматривает, что потребует для их установки тот же цикл работ, включая усиление шпангоутов, распоров и вообще всего набора корпуса, что и работы по модернизации Ка-27 в Ка-27ПСД, специализированный поисково-спасательный вертолет. И - увеличение его взлетной массы на вес конструкций и оборудования, а так же переделку дверей (то есть еще раз перекройку набора корпуса) в более широкие "порталы" как у тех же "Сикорских".
С учетом того, что Ми-8 - это "летающий автобус", и спасательными операциями из 12000 выпущенных занимается от силы полсотни бортов по миру - проще думать о новом вертолете-спасателе, на базе "Ансата" или том же Ка-32 (гражданском 27ПСД), как единой спасательной машине на полную замену "восьмерок" в ПСС, чем мучать "старичка".

Теперь про лыжи. Ставили, ЕМНИП на ограниченную "полярную" серию Ми-2 или Ми-4. Отказались.
Удельное давление человека в 100 кг на лыжах длинной 1,7 м и шириной 6,5 см (беговые) на снег составляет 0,05 кг на 1 кв.см. На рыхлом снегу при таком давлении имеется "продавливание" до 3 см. Площадь лыж составляет 1105 кв. см. (0,11 кв.м)
Для вертолета массой в 8-9+ тонн (Ми-8, 50% выработки запаса топлива + пассажиры) площадь лыж должна составить около 10 кв. м. С учетом трехопорной конструкции шасси - это три лыжи 1,6 х 2 м. Что с учетом распорок для распределения массы по лыже и прочих конструкционных моментов дает нам еще тонну-полторы взлетной массы машины. Соответственно - лыжи должны быть больше, больше надо брать топлива - у них еще "никакой" аэродинамический силуэт, парусность = еще больше топлива, и получаем, что лыжи нужны вертолету от силы пару раз в году, а летать как говно из рогатки пущенное, он будет всю жизнь. Это не беря тот момент, что зацепившись шасси вертолет или бьется или заламывает шасси (если скорости еще нет), а вот зацепившись лыжей - бьется всегда.
Изображение пользователя sgr
#1171859sgr=145911223
>>Реальная авиация, она малость отличается от виртуальной.
Ну будущее постепенно наступает. Электронные системы управления тоже развиваются, и уже делают вещи, ещё десять лет назад казавшиеся невозможными.
Дроны жонглируют мячом в воздухе, ракеты приземляются без парашюта на попу, автопилот машин адекватно реагирует в потоке дорожного движения, роботы научились балансировать на двух ногах на пересеченной местности, и вот-вот начнут паркуром заниматься.


Изображение пользователя Nivlar
#1171806Nivlar=145917830
Восславь Солнце!
Изображение пользователя Tsvetochek
#1171766Tsvetochek=145921951
хм, из-за ракурса я подумала на отсылку на ходячий замок, был там похожий момент )
Изображение пользователя titrimetry
#1171725titrimetry=145925909
Какие красивые душевные пейзажи. Как из советских книжек
Изображение пользователя DochLunnogoTraktora
#1171708DochLunnogoTraktora=145929028
Помню у нас доктор рассказывал как интерном санавиацией больного возил в райцентр. Вроде как бы недалеко - привязали больного к носилкам, (там ребенок был с инфекцией), капельницу поставили, разместились полетели. И где-то на средине пути, говорит, вдруг из кабины: "СМОТРИ, ЛОСЬ!!" - и вертолет плавно в одну сторону кренится. Доктор и фельдшер в раскорячку над носилками капельницу зубами держат, из кабины: "ЕЩЁ ЛОСЬ!!!" - и резко крен в другую,потом: - "АГА, ЛОСЬ!!!" - и снова крен. И так треть дороги, пока заводские трубы в иллюминаторах не появились.
Он говорит, вылез весь зеленый, уверовал в Иегову, Аллаха, Будду, Кришну и Летающего Макаронного Монстра, но ребенка-таки довезли. А обратно всё-таки поездом. Они так и не поняли на пару с фельдшером - то ли вертолётчики друг друга "лосями" обзывали, то ли в самом деле на вертолёте за лосями гонялись)))