Публикация
Dresden Codak

Хоб №6 - Час ведьмовства26/172

Хоб №6 - Час ведьмовства
Изображение пользователя whirsil

whirsilХоб №6 - Час ведьмовства=313848894

Прим. авт.:

На этой неделе ничего особо интересного для вас у меня нет, никаких новых веб-комиксов, сайтов или фантастических приключений, коими я мог бы поделиться. Вместо этого, я собираюсь поговорить о споре Нильса Бора/Альберта Эйнштейна конца 1920-х начала 30-х. Большую часть своей профессиональной жизни Эйнштейн противостоял набирающей силу квантовой теории, прежде всего из-за эпистемологических следствий принципа неопределённости Гейзенберга. Бор был одним из самых значимых создателей этого нового раздела физики, и поскольку они с Эйнштейном были приятелями, не прошло много времени, как они затеяли серию споров вокруг гениальных мысленных экспериментов самого Эйнштейна, поставленных с целью оспорить ортодоксию квантовой механики. Далее - описание второго и моего любимого из них, со знаменитым ящиком Эйнштейна:

"На шестом Сольвеевском конгрессе 1930 года мишенью для критики Эйнштейна стало соотношение неопределённостей, как раз обсуждаемое там. Его идея заключалась в существовании экспериментального аппарата, впоследствии воплощенного Бором на бумаге таким образом, чтобы подчеркнуть те ключевые элементы, на которых будет построен контраргумент.

Эйнштейн предложил представить ящик (названный ящиком Эйнштейна), наполненный электромагнитным излучением и содержащий часовой механизм, который управляет заслонкой, прикрывающей отверстие в одной из стенок ящика. Заслонка открывается за любое выбранное время Δt. Предполагается, что при открытии заслонки из коробки вылетает один из находящихся в ней фотонов. Таким образом, вследствие вышесказанного, создаётся волна ограниченного пространственного расширения. Дабы оспорить соотношение неопределённости для времени и энергии, необходимо с достаточной точностью определить энергию фотона. Здесь Эйнштейн обращается к своему знаменитому соотношению массы и энергии в специальной теории относительности: E=mc^2 ,. Отсюда следует, что знание массы объекта даёт точное представление о его энергии. Аргумент, таким образом, весьма прост: если взвесить ящик до и после открытия заслонки, когда определённое количество энергии покинуло его, ящик будет легче. Разница в массе умноженная на c^2 , точно определит излучённую энергию. Более того, часовой механизм даст точное время испускания частицы. Поскольку масса ящика, в принципе, может быть определена с произвольной степенью точности, излучённую энергию можно определить с любой желаемой точностью ΔE. Следовательно, произведение ΔEΔt окажется меньше, чем предполагается принципом неопределённости.

Идея, как и прочие, что выдвигал Эйнштейн, была весьма остроумной, и аргумент казался неоспоримым. Важно понять эффект, производимый в то время подобными спорами, на их участников. Леон Розенфельд - учёный, принимавший участие в конгрессе, так спустя семь лет описал события:

Для Бора это был настоящий шок... Ему не удавалось придумать ответ. Весь вечер он был абсолютно несчастен, подходил то к одному, то к другому, стараясь уверить слушателя, что такого быть не может, что если Эйнштейн прав, значит, физике пришел конец, но придумать опровержение не мог. Никогда не забуду вида двух противников, покидавших клуб. Эйнштейн, высокий и величественный, идет спокойно; на губах что-то вроде иронической улыбки. И рядом суетящийся, семенящий Бор, очень возбужденный... На следующее же утро триумфатором оказался Бор.

"Триумф Бора", заключался (снова) в указании Эйнштейну на неполноценность его изысканного аргумента, и более того, к данному выводу Бор пришёл отталкиваясь от одной из важнейших идей самого Эйнштейна: принципа эквивалентности гравитационной и инертной масс. Бор показал, что для работы эксперимента Эйнштейна, ящик необходимо подвесить на пружине в гравитационном поле. А для взвешивания к ящику необходимо прикрепить указатель и соответствующую шкалу напротив. После испускания фотона к ящику следует подвесить груз, дабы вернуть тот в исходное положение и тем самым определить вес. Но для возвращения ящика в исходное положение сам ящик необходимо взвесить. Из неизбежной неопределённости положения ящика следует неопределённость положения указателя, а следовательно, и веса, из которого вычислялась энергия. С другой стороны, поскольку система находится в гравитационном поле, изменяющемся вместе с положением ящика, согласно принципу эквивалентности, неопределённость положения часового механизма подразумевает и неопределённость в измерении им времени, а следовательно, и значения интервала Δt. Точная оценка данного эффекта ведёт к заключению, что отношение Delta E Delta t ge h, не нарушается". (5)

[12.06.2007]


Прим. пер.:

  1. Час ведьмовства - стредневековое суеверие. Время ночи, когда активизируется нечистая сила, а на честных граждан обрушиваются всевозможные неудачи.
  2. Многомировая интерпретация - Приведи девчонку и мы в расчёте. -_-
  3. Статит (статический саттелит) - спутник, в теории, способный за счёт солнечных парусов неподвижно висеть над землёй (в точке стояния), не находясь при этом на геостационарной орбите.
  4. За эффектом Казимира - в википедию и к Артуру Кларку со Стивеном Бакстером (роман "Свет иных дней").
  5. Цитата из англоязычной Википедии. Подробнее и понятнее читайте в книге Манжита Кумара "Квант. Эйнштейн, Бор и великий спор о природе реальности", глава 12. Вот, кстати, сам ящик, нарисованный Бором:

i_022.jpg

Поддержать автора, а также получить обои, арт и ранний доступ к новым выпускам можно там :unsure:

Patreon

Проголосовать[Оригинал]

Хоб №7 - В обществе науки27/172

Хоб №7 - В обществе науки
Изображение пользователя whirsil

whirsilХоб №7 - В обществе науки=313609418

Прим. авт.:

Эти чудесные мартышки из Digital Strips сделали подкаст с обзором моего комикса. А также интервью со мной! Если интересно разузнать Тёмные Тайны Dresden Codak, настал ваш шанс.

*А ТАКЖЕ* Парни, я завёл Фейсбучину (это социальный эксперимент, и я узнал, что про меня есть группа). Если захотите, стану вашим другом, но только если вы очень классные.

[30.06.2007]


Прим. пер.:

Поддержать автора, а также получить обои, арт и ранний доступ к новым выпускам можно там :unsure:

Patreon

Проголосовать[Оригинал]

Хоб №8 - Она - настоящий образец сингулярианина28/172

Хоб №8 - Она - настоящий образец сингулярианина
Изображение пользователя whirsil

whirsilХоб №8 - Она - настоящий образец сингулярианина=313461356

Прим. авт.:

Сегодня есть много чего обсудить, детишки. Во-первых, я буду на Portland Zine Symposium в следующие выходные, 11-12 августа. Буду продавать принты со своими комиксами по мучительно низким ценам, а заодно - антологии Perfect Stars. Будут присутствовать и другие хиповые котаны, вроде Брайана О. Вход свободный, ребята, так что, если будете в окрестности - заходите, и мы весело проведём время.

Сегодняшний комикс напрямую обращается к тому, на что Кимико намекала уже какое-то время, а именно - её одержимости тем, что можно назвать нерд-модификацией тела. По правде говоря, она даже взяла на себя смелость выбрать собственный лейтмотив. Песенка прилипчивая и обрисовывает все основные идеи тех чудаковатых ребят, что готовятся к Сингулярности.

Также, спасибо всем, кто стал моим другом на фейсбучине, что я завёл. Если у вас есть фейсбук, но вы не желаете становиться моими друзьями (знаю, я не безупречен), то всегда можете присоединиться к группе Dresden Codak.

К другим новостям, то видео с Guitar-Hero-гориллами, сделанное мной пару недель назад, попалось на глаза исполнителям песни, Freezepop, и так им понравилось, что они прислали нам футболки!

Также также, со мной появилось интервью в великолепном комиксе Kidnapped by Gnomes.

[30.07.2007]


Прим. пер.:

  1. "Сильный И.И." - это термин.
  2. "Нас сбил с ног ловкий преступник" - в оригинале: "we were hit by a smooth criminal" - доктор Обаб заговорил словами древних скальдов.

Поддержать автора, а также получить обои, арт и ранний доступ к новым выпускам можно там :unsure:

Patreon

Проголосовать[Оригинал]

Хоб №9 - Экзотическая материя29/172

Хоб №9 - Экзотическая материя
Изображение пользователя whirsil

whirsilХоб №9 - Экзотическая материя=313014004

Прим. авт.:

Настенная роспись, обнаруженная в одной из пещер южного Туниса, датировка - свыше 300 000 до н.э. Ископаемые останки свидетельствуют о принадлежности автора к виду Homo erectus.

"Хватит уже"
Транс-симионизм с точки зрения здравомыслящей обезьяны

Для дальнейшего изложения темы прошлого выпуска я обращусь ко вполне определённым заявлениям доктора Кломпа и его смелой теории, набирающей всё большую популярность в сообществе. Хочу вновь поблагодарить наших читателей за рыбьи кости и кабаньи шкуры, присланные в поддержку данной журналистской кампании, которая предъявит транс-симианщину д-ра Кломпа в её истинном свете: как набор домыслов, не имеющий никакого фактологического основания.

Термин "транс-симианист" происходит от сокращенного "транзиционный симианист" - концепции, разработанной д-ром Кломпом для описания индивида в состоянии эволюционного перехода от симианиста к пост-симианисту. Впрочем, сам д-р Кломп признаёт, что не имеет чёткого представления о том, чем будет являться истинный пост-симианист. Характеристики транс-симианиста включают в себя аугментацию как естественных возможностей организма при помощи "инструментов", так и умственных способностей при помощи некоей сущности, обозначенной как "культура".

В основе аргументации автора лежит нечто, что он зовёт "Убыстрением" - воображаемый момент в некотором будущем, когда скорость развития "культуры" намного превзойдёт скорость биологической эволюции. По его собственным словам:

  • "Наступит время, когда в течение одного-единственного поколения мы будем способны развить одну, а быть может целых две новые идеи... Нынешний прогресс в индустрии "лука" и "стрелы" демонстрирует экспоненциальный тренд в расширении наших технологических возможностей. Охота сейчас отнимает лишь долю времени, затрачиваемого когда-то нашими предками, тем самым высвобождая его на то, чтобы "обдумать" новые идеи. В пост-симианистическом мире мы сможем развиться в вид, не только интеллектуально превосходящий, но способный на достижения за гранью понимания современного примата".

Простим же автору его безудержный тон.

Обратите внимание, Кломп подбирает лишь те открытия, что вписываются в его концепцию экспоненциального роста. На разработку огня и ручного рубила ушло более миллиона лет, и всё же Кломп верит, будто, раз луки и стрелы появились лишь за 2000 лет, новые изобретения посыпятся на нас в ещё более короткие сроки. Данная теория, суть, развитие "Закона Мурга", согласно которому заострённый камень способен стать стамеской для заточки следующего камня, а следовательно, в течение десятков тысячелетий острота рубил возрастёт экспоненциально. Поскольку Закон Мурга давно опровергнут, Кломпу не уйти от реалии существования верхнего предела, в частности, до которого возможно рубило заточить. Уже сейчас наблюдается небольшое падение скорости роста остроты ручных рубил, но Кломп же настаивает на том, что с исчерпанием потенциала камня, на замену оному будут открыты новые материалы, с которыми экспоненциальный тренд на заострение продолжится. К моменту написания данной статьи, тем не менее, он не представил никаких доказательств существования чего-либо подобного этим чудо-камням. Кломп также утверждает, что придёт время, когда для создания инструментов будут применяться другие инструменты, что уже попросту является смехотворной выдумкой, поскольку не существует никаких письменных свидетельств об инструменте создавшем другой инструмент, как и письменности вообще, раз уж об этом зашла речь.

Другим фактором кломповского пост-симианистического мира является развитие "абстрактного мышления", чему поспособствует

  • "способность хранить воспоминания и мысли вне мозга, на физическом носителе, возможно, расправленной древесной коре. Для достижения чего потребуется преодолеть трудность превращения слов, являющихся звуками, во что-то, что можно увидеть; но с учётом нынешних тенденций, речь идёт лишь об инженерной задаче, которая в конечном итоге будет решена. Это станет настоящим катализатором Убыстрения, когда память одного поколения станет в буквальном смысле бессмертной, и надстраиваясь на память следующего, образует некий массовый разум, который эксперты в моей области называют "историей". В пост-симианистическом мире нашу эру могут даже назвать пред-историей".

Здесь мы можем наблюдать, как предсказания Кломпа из необоснованных спекуляций скатываются в чистую фантазию. В его недавней настенной росписи, "Убыстрение действительно близко", детально описаны различные методы по преобразованию слов в некий видимый формат, но все как один неполны. Факт остаётся фактом: слова - это звуки, не картинки, и никакое желание, каким сильным бы оно ни было, этого не изменит. А даже если бы подобное и было осуществимо, сомнительно, что многие пожелают хранить свои воспоминания вовне. Ваш покорный слуга, например, предпочитает, чтобы его воспоминания оставались в его голове, а не на холодном безжизненном куске коры.

Однако самым шокирующим из предсказаний Кломпа является то, где нам, обезьянам, отводится почти- или совсем никакого места в пост-симианистическом мире.

  • "По мере того как технологический прогресс опередит биологию, возникнет новое давление отбора, которое заставит наш вид эволюционировать, умственно и физически, за пределы того, чем мы являемся сегодня. Тот же тренд и породил наш собственный разумный вид, но ускорится он лишь для будущих поколений. Наша новая среда всё больше отдаёт предпочтение ловкости и интеллекту, а посему истинный пост-симианист обезьяной не будет вовсе. Некоторые черты современной обезьяны он сохранит, но в то же время будет обладать возможностями за гранью нашего понимания. Производительнось мысли единственного пост-симианиста может быть выше чем у всех обезьян мира вместе взятых".

Разумнее чем обезьяна? Кломпу не удаётся объяснить, о чём таком может думать пост-обезьяна, что недоступно нам, простым смертным. По интеллектуальным способностям современная обезьяны уже намного превосходят любое животное в мире: мы способны пользоваться речью, дабы остальные знали где мы, где спать и есть, и где найти убежище, когда идёт дождь. Насколько же быстрые мозги нам нужны, чтобы разбираться в таких вещах? Когда мы решим, что нам уже хватит?

Предположим, для чистоты спора, что подобное пост-симианистическое будущее возможно, или даже вероятно. В такой ли мир стоит стремиться, где сама наша обезъянческая суть будет сорвана с нас в угоду эффективности? Лук и стрелы уже десимианизировали охотничье ремесло. Когда-то нашим предкам было доступно живое обезьянье чувство, с которым они забивали животное камнем насмерть, мы же остались лишь с холодным, стерильным луком, что убивает чистенько и быстренько с безопасного расстояния. Отрыв от основной нашей ежедневной деятельности - скользкая дорожка. Что произойдёт, если нам не придётся больше собирать фрукты и орехи, если они попросту будут расти там, где мы пожелаем, или если питьевая вода будет течь прямо у нас под ногами, избавляя нас от необходимости целыми днями бродить в поисках источника? Эти кажущиеся удобства украдут у нас то, что и делает нас обезьянами. Кломп предвещает, что с технологией под названием "гигиена" будет возможно продлить обезьянью жизнь свыше 20-ти, а то и 30-ти лет. Что конкретно пост-симианисту делать со всем этим временем? Неужели мы и вправду хотим жить в обществе, состоящем из 27-летних стариков? И со столь долгой жизнью, посвящённой "обдумыванию", не рискуем ли мы превратиться в холодную, бесстрастную расу, неспособную испытать обе наши эмоции (страх и не-страх)? Сколько нашей обезьянности мы готовы принести в жертву подобному представлению о прогрессе?

Пусть Кломп и накопил себе новых последователей, будьте уверены, в его фантастических заявлениях нет ни капли правдоподобия. Что действительно беспокоит, так это возрастающее число молодых обезьян, которые проводят всё меньше времени дубася животных и всё больше - "изобретая", "думая", и "создавая", т.е. никак не способствуя сохранению симианистического образа жизни. Впрочем, подобные причуды приходят и уходят, и ваш покорный слуга уверен, вскоре все позабудут о Кломпе и концепции становления чем-то большим, чем обезьяна.

- Тхог
Профессор по поимке животного и его убиванию,
Университет Лесов

- Переведено Аароном Диазом для Dresden Codak

[04.09.2007]

Прим. пер.:
  1. Название выпуска (exotic matter) так же может перевожиться как "экзотическая тема" (разговора).
  2. Закон Мурга - отсылка к закону Мура.
  3. "Убыстрение действительно близко", соотвественно - к книге Курцвейла.

Поддержать автора, а также получить обои, арт и ранний доступ к новым выпускам можно там :unsure:

Patreon

Проголосовать[Оригинал]

Хоб №10 - Метрополис30/172

Хоб №10 - Метрополис
Изображение пользователя whirsil

whirsilХоб №10 - Метрополис=313007696

Прим. авт.:

День "притворись путешественником во времени" - будь там. Сделай это.

На следующих выходных я буду на Stumptown Comics Fest, так что если будете в районе Портленда, непременно загляните, и мы знатно проведём время.

Кто любит музыку, путь послушает Blood Red Squid.

Уже тошнит от любителей Иисуса? Покажи миру, что тебе не всё равно с наклейкой на бампер Настоящие мужики любят науку. Они всего по доллару!

Если вам нравятся хорошие комиксы, вам следует прочесть Octopus Pie от Мередит Грэн, потому что он великолепен. А также - Pictures for Sad Children Джона Кэмпбелла, потому что он гений

[21.09.2007]

Прим. пер.:
  1. Octopus Pie - "пирог с осьминогом", переводов не видать
  2. Pictures for Sad Children - картинки для грустных детей

Поддержать автора, а также получить обои, арт и ранний доступ к новым выпускам можно там :unsure:

Patreon

Проголосовать[Оригинал]
Показать еще