Публикация
Тайная книга

92/257

Комикс Тайная книга: выпуск №92
Изображение пользователя timonya

timonyaВыпуск №92=217025207

Знак власти римского магистрата, прежде всего судебной власти, - cella, кресло (так же, как до наших дней трон, престол - один из символов власти монарха). Высшие магистраты Рима - консулы, преторы и курульные эдилы - имели право на особенное, "курульное" кресло, с изогнутыми ножками из слоновой кости (дальше в ТК читатели с таким магистратом ещё встретятся). У плебейского эдила же власть поменьше и кресло попроще, с прямыми ножками. Но тем не менее сидящий в кресле магистрат может вершить суд и говорит от имени своей должности, от имени Республики.

(вот римский магистрат - префект Понтий Пилат судит Иисуса в Евангелии от Иоанна с "судилища", такого же магистратского кресла: "Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа".)

Конечно, место для  суда выбрано очень странное, официальные процессы "в подъезде" не ведутся, но эдилу Фаннию кажется, что чтобы хорошенько припугнуть наглого пролетария такой демонстрации власти будет достаточно.

Проголосовать
Изображение пользователя Totenhoff
#796063Totenhoff=217023423
А что в империи за самооборону с летальным исходом полагалось?
Изображение пользователя timonya
#797408timonyaАвтор=216801343
Totenhoff, Не знаю, увы. Думаю, освобождение от ответственности, но не уверен. При моей любимой Республике закона об освобождении об ответственности за убийство при самообороне не было, но римское право было отчасти прецедентным, и вот прецеденты оправдания были. Вот Цицерон как это в речи в защту Милона (за 10 лет до нашей истории) излагает (особенно последний абзац поглядите):

Итак, если Две­на­дцать таб­лиц раз­ре­ши­ли без­на­ка­зан­но уби­вать вора ночью при вся­ких обсто­я­тель­ствах, а днем — в слу­чае, если он станет защи­щать­ся ору­жи­ем, то кто станет утвер­ждать, что нака­за­нию под­ле­жит вся­кое убий­ство, при каких бы обсто­я­тель­ствах оно ни про­изо­шло, когда мы видим, что сами зако­ны ино­гда как бы вру­ча­ют нам меч для убий­ства? (IV) Но если в извест­ных слу­ча­ях име­ет­ся закон­ное осно­ва­ние для убий­ства (а таких слу­ча­ев мно­го), то в одном из них убий­ство не толь­ко закон­но, но даже необ­хо­ди­мо, а имен­но, в слу­чае, когда силой ока­зы­ва­ют сопро­тив­ле­ние наси­лию. Одна­жды в вой­ске Мария один воен­ный три­бун, род­ст­вен­ник это­го пол­ко­во­д­ца, пытал­ся лишить сол­да­та цело­муд­рия и был убит тем, к кому он хотел при­ме­нить наси­лие; ибо чест­ный юно­ша пред­по­чел совер­шить опас­ный посту­пок, лишь бы не пре­тер­петь позо­ра. И выдаю­щий­ся муж не при­знал его винов­ным в пре­ступ­ле­нии и не нака­зал. (10) Но как может быть про­ти­во­за­кон­но убит чело­век, под­сте­ре­гаю­щий в заса­де, и раз­бой­ник? Зачем же нам сви­та, зачем мечи? Их, несо­мнен­но, не доз­во­ля­лось бы иметь, если бы ими не доз­во­ля­лось поль­зо­вать­ся ни при каких обсто­я­тель­ствах.

Итак, судьи, суще­ст­ву­ет вот какой не писа­ный, но есте­ствен­ный закон, кото­рый мы не заучи­ли, не полу­чи­ли по наслед­ству, не вычи­та­ли, но взя­ли у самой при­ро­ды, из нее почерп­ну­ли, из нее извлек­ли; он не при­об­ре­тен, а при­рож­ден; мы не обу­че­ны ему, а им про­ник­ну­ты: если нашей жиз­ни угро­жа­ют какие-либо коз­ни, наси­лие, ору­жие раз­бой­ни­ков или недру­гов, то вся­кий спо­соб само­за­щи­ты оправ­дан.
Вам нужно зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии.