Mushka Профиль Публикации Комментарии Подписки
↓ Жизнь и (не)удивительные приключения палача Бржишека – Выпуск №31
Кстати, про жалование добавлю: палачи долго не получали жалование, однако с определённого момента им всё-таки стали платить. С этим было связано много скандалов. Во-первых, платили очень мало, а во-вторых, "работодатели" считали зазорным платить палачам, даже когда это стало обязательным, и всячески пытались как скрыть факт того, что палачам что-то перепадает, так и зажать лишнюю копейку. А уж не дай бог палач повышения попросит! В общем, когда жалование появилось, было известно, что палачам платят. Но неизвестно, когда, сколько и за что конкретно х)
Да, там всё действительно очень сложно, и как точно это работало, я до сих пор не разобралась. С одной стороны, палачи сравнивались чуть ли не с демонами, с другой же стороны, они были немного, по-извращённому святыми, так как "брали на себя весь грех", казня преступников и, по сути, избавляя горожан и от опасного элемента, и от необходимости этого элемента убивать самостоятельно. Палач по верованиям людей того времени отправится в ад, а тот, кто осудил преступников на смерть -- не обязательно. Потому что судья никого не убивал, его руки чисты (однако были времена, когда судья должен был и казни проводить, но это упразднили с появлением палачей как целой, по сути, касты). Кроме того, да, палачу не платили жалование, но при этом все жизненно необходимые блага он получал бесплатно. Палач мог придти на рынок, попросить у торговца зерна, и ему не могли отказать, потому что "палача обязан содержать весь город". Потому что он делает благо всем, пусть он и вот такой вот якобы ужасный. Кроме того, мне встречалась информация, что палачи имели право ВЕНЧАТЬ (это поразило меня особенно сильно, но я не поняла, как и когда это работало, а главное -- зачем) и порой подрабатывали экзорцизмом -- считалось, что через мучения тела можно изгнать злой дух. По тому же принципу считалось, что во время пыток палачи не только добывают информацию, но и спасают, "отмывают" грешную душу преступника, облегчая ей послесмертие. И мучитель, и спаситель. Человек, от которого горожане шарахались в обычной жизни, во время казней был звездой, ему рукоплескали. Горожане спокойно стояли с ним в церкви, но при этом, как рассказывала гид в Праге, в некоторых городах для палача рядом с городскими воротами была отдельная дверка. Сложное, двоякое отношение к палачам меня поражает, и это одна из вещей, из-за которых я, собственно, когда-то начала ими интересоваться, и почему в итоге появился этот комикс (пусть он и не об этом вовсе).
Хм, тогда у меня нет других теорий о том, почему этот дом там, кроме того, что вы уже озвучили. Может, последний палач был этакой достопримечательностью, скажем так, поэтому ему действительно позволили перебраться в черту города. В общем, интересная тема, покопаюсь, как время будет.
У меня тоже достоверность про "поколотить палача" вызывала сомнения, но там, где я это встречала, речь действительно шла скорее про более поздние века. Однако сомнения оно вызывать продолжает, потому что даже при условии меньшей вероятности получить наказание (от мистических сил или палаческих соклановцев, не важно), трогать палачей всегда было "фу-фу-фу". Мол, грязно, ужас, мерзость какая. Впрочем, если допустить, что бить можно и не кулаками, а палками или чем ещё, становится немного объяснимее. И грустнее.
О, про добровольцев интересная информация, такое мне тоже не попадалось. Я была так заинтересована сущностью палачей, что не копалась в том, что делали, казнить надо, а палача просто нет. х) Сведения про то, что профессиональные палачи скрывали лицо при казни высшей знати, казались мне странноватыми всегда -- как вы сказали, палач не выносит приговор, он скорее просто инструмент, так за что его судить-то. Однако информация встречалась именно в таком ключе, и не раз: мол, боялись расправы от сторонников старого режима. Однако благодаря вам я сейчас задумалась, что эта расправа могла грозить им за то же, за что и добровольцам -- за непрофессиональность. Точнее, в их случае скорее, эм... неловкость? Ну, то есть, даже у матёрых палачей не всегда получалось отсечь голову с одного удара, всегда был шанс, что что-то пойдёт не по плану. И если на казни обычного преступника толпа просто будет разгневана подпорченным зрелищем, то при казни особы королевской крови есть хороший повод понервничать и после казни. Во-первых, сторонники осуждённого в любом случае будут злы на всех, кто помог их правителю уйти из жизни, а во-вторых, если несчастный король помучается на эшафоте дольше, чем должен был, дольше, чем положено мучать такую высокородную персону -- вот уже и повод ополчиться конкретно на палача. "Как ты мог, сволочь, так страдать заставил."
У меня тоже достоверность про "поколотить палача" вызывала сомнения, но там, где я это встречала, речь действительно шла скорее про более поздние века. Однако сомнения оно вызывать продолжает, потому что даже при условии меньшей вероятности получить наказание (от мистических сил или палаческих соклановцев, не важно), трогать палачей всегда было "фу-фу-фу". Мол, грязно, ужас, мерзость какая. Впрочем, если допустить, что бить можно и не кулаками, а палками или чем ещё, становится немного объяснимее. И грустнее.
О, про добровольцев интересная информация, такое мне тоже не попадалось. Я была так заинтересована сущностью палачей, что не копалась в том, что делали, казнить надо, а палача просто нет. х) Сведения про то, что профессиональные палачи скрывали лицо при казни высшей знати, казались мне странноватыми всегда -- как вы сказали, палач не выносит приговор, он скорее просто инструмент, так за что его судить-то. Однако информация встречалась именно в таком ключе, и не раз: мол, боялись расправы от сторонников старого режима. Однако благодаря вам я сейчас задумалась, что эта расправа могла грозить им за то же, за что и добровольцам -- за непрофессиональность. Точнее, в их случае скорее, эм... неловкость? Ну, то есть, даже у матёрых палачей не всегда получалось отсечь голову с одного удара, всегда был шанс, что что-то пойдёт не по плану. И если на казни обычного преступника толпа просто будет разгневана подпорченным зрелищем, то при казни особы королевской крови есть хороший повод понервничать и после казни. Во-первых, сторонники осуждённого в любом случае будут злы на всех, кто помог их правителю уйти из жизни, а во-вторых, если несчастный король помучается на эшафоте дольше, чем должен был, дольше, чем положено мучать такую высокородную персону -- вот уже и повод ополчиться конкретно на палача. "Как ты мог, сволочь, так страдать заставил."
Отредактировано «Mushka» 09.04.2019 20:44:53
Любопытная деталь из попадавшихся мне, просто так: во время ярмарок или пышных празднеств, на которые могли съезжаться жители окрестных деревень и соседних городов, палачи были в реальной опастности — у приезжающих нередким развлечением было найти и поколотить местного головоруба. Я не уверена, насколько это достоверная информация, однако она встречалась мне не раз и звучит достаточно... типично. Если оно так правда было, то... ну что сказать, веселое средневековье х)
Оооо, Аноним, спасибо большое! Ну, то есть, я знаю большую часть этой информации, но все равно спасибо, что вы потратили время и все это поведали! Тут вполне может быть что-то новое для других, не все из приведенного является упоминавшимся мной "ширпотребом". И вот про ремесленников очень интересная деталь, с ней я знакома не была.
Про Хеб тоже интересно, поищу на досуге что-нибудь об этом. Мне встречались сведения, что порой палачи жили не только на окраинах или за городом — положение их дома могло определяться позорным столбом: палач мог поселиться так, чтобы тот стоял прямо под окнами. А позорный столб, насколько я знаю, ставился в публичном месте, зачастую в центре или недалеко от центра города. Возможно, палач Хеба жил как раз рядом с ним?
Что же про отсутствие масок и специальной одежды: да, не было ни того, ни другого. Палачи надевали маски практически только на казни высоченных господ типа королей. Не для того, чтобы не запачкаться, а чтобы избежать мести фанатов убиенной личности. Горожане же обычно знали своего палача в лицо, так что в "маске против мести" не было смысла, а специальная одежда и даже опознавательные знаки не требовались. Даже приезжие довольно легко могли опознать палача — по тому, как от него прочь шарахаются местные х) Однако несмотря на то, что опознавательные знаки не были так уж необходими, они все равно встречались, особенно с ростом численности городов, когда стало возможным не знать всех одногородцев. Например, в некоторых местах палачей обязывали привязывать к локтям маленькие колокольчики, чтобы их приближение было слышно с расстояния.
Про Хеб тоже интересно, поищу на досуге что-нибудь об этом. Мне встречались сведения, что порой палачи жили не только на окраинах или за городом — положение их дома могло определяться позорным столбом: палач мог поселиться так, чтобы тот стоял прямо под окнами. А позорный столб, насколько я знаю, ставился в публичном месте, зачастую в центре или недалеко от центра города. Возможно, палач Хеба жил как раз рядом с ним?
Что же про отсутствие масок и специальной одежды: да, не было ни того, ни другого. Палачи надевали маски практически только на казни высоченных господ типа королей. Не для того, чтобы не запачкаться, а чтобы избежать мести фанатов убиенной личности. Горожане же обычно знали своего палача в лицо, так что в "маске против мести" не было смысла, а специальная одежда и даже опознавательные знаки не требовались. Даже приезжие довольно легко могли опознать палача — по тому, как от него прочь шарахаются местные х) Однако несмотря на то, что опознавательные знаки не были так уж необходими, они все равно встречались, особенно с ростом численности городов, когда стало возможным не знать всех одногородцев. Например, в некоторых местах палачей обязывали привязывать к локтям маленькие колокольчики, чтобы их приближение было слышно с расстояния.
> mastercopypaste
К величайшему сожалению (моему в первую очередь), я не знаю ни одного источника, который охватывал бы быт средневекового палача максимально полно, собирая в одном месте сведения и о том, чем он занимался, и о том, чем он жил. Всё, что я знаю о палачах, надёргано частями из разных источников, иногда противоречащих один другому. Я допускаю, что эти противоречия могут быть порождены территориальными различиями, однако у меня нет достоверных подтверждений такой теории -- в конце концов, в моих интересах в основном палачи центральной европы, а она, вроде, не такая уж и большая, и в средние века там в принципе было всё достаточно равномерно. Палачи по левую руку от правителя не ходили. Ну а ещё это могут быть просто недостоверные источники информации х) Всё бывает, и именно поэтому собрать какой-то более-менее крупный пласт точной информации достаточно сложно. Это не сесть и почитать один вечерок: большинство статей в интернете описывает совершенно стандартный набор сведений, которые в среде тех, кто хоть немного интересовался палачами, можно назвать ширпотребом, и этот ширпотреб даёт лишь очень общее представление о палачестве. Ради каких-то интересных подробностей надо закопаться. Впрочем, если с темой палачей вы не знакомы вообще или знакомы на уровне "палач убивал и пытал людей, и его никто не любил" (что, впрочем, почти одно и то же), для начала можно просто вбить в гугл что-то вроде "быт палача в средневековой Европе". Или не средневековой. Или не Европе. Смотря что интересует. Я ещё когда-то пыталась искать документалки про палачей, но, к сожалению, и в них каких-то интересных, новых для меня вещей было мало.
Зато достаточно хорошее представление именно о палачестве в его человекоубийственном значении даёт изучение темы пыток -- "чем?", "как?", "когда?" и "как с этим работали?". Палач может даже не быть упомянут, но то, каким он был и как мог ощущать свою работу, довольно легко достроить, если просто представить, что всё это с живыми людьми должен был делать такой же человек. В большинстве случаев вовсе не с радостью и даже не по своему согласию.
-----
Если кто-то однажды наткнётся на этот комментарий и вспомнит хоть что-то интересное про палачей, попадавшееся на пути: буду очень признательна, если поделитесь х) Вдруг там будет что-то, с чем я ещё не встречалась.
К величайшему сожалению (моему в первую очередь), я не знаю ни одного источника, который охватывал бы быт средневекового палача максимально полно, собирая в одном месте сведения и о том, чем он занимался, и о том, чем он жил. Всё, что я знаю о палачах, надёргано частями из разных источников, иногда противоречащих один другому. Я допускаю, что эти противоречия могут быть порождены территориальными различиями, однако у меня нет достоверных подтверждений такой теории -- в конце концов, в моих интересах в основном палачи центральной европы, а она, вроде, не такая уж и большая, и в средние века там в принципе было всё достаточно равномерно. Палачи по левую руку от правителя не ходили. Ну а ещё это могут быть просто недостоверные источники информации х) Всё бывает, и именно поэтому собрать какой-то более-менее крупный пласт точной информации достаточно сложно. Это не сесть и почитать один вечерок: большинство статей в интернете описывает совершенно стандартный набор сведений, которые в среде тех, кто хоть немного интересовался палачами, можно назвать ширпотребом, и этот ширпотреб даёт лишь очень общее представление о палачестве. Ради каких-то интересных подробностей надо закопаться. Впрочем, если с темой палачей вы не знакомы вообще или знакомы на уровне "палач убивал и пытал людей, и его никто не любил" (что, впрочем, почти одно и то же), для начала можно просто вбить в гугл что-то вроде "быт палача в средневековой Европе". Или не средневековой. Или не Европе. Смотря что интересует. Я ещё когда-то пыталась искать документалки про палачей, но, к сожалению, и в них каких-то интересных, новых для меня вещей было мало.
Зато достаточно хорошее представление именно о палачестве в его человекоубийственном значении даёт изучение темы пыток -- "чем?", "как?", "когда?" и "как с этим работали?". Палач может даже не быть упомянут, но то, каким он был и как мог ощущать свою работу, довольно легко достроить, если просто представить, что всё это с живыми людьми должен был делать такой же человек. В большинстве случаев вовсе не с радостью и даже не по своему согласию.
-----
Если кто-то однажды наткнётся на этот комментарий и вспомнит хоть что-то интересное про палачей, попадавшееся на пути: буду очень признательна, если поделитесь х) Вдруг там будет что-то, с чем я ещё не встречалась.
Отредактировано «Mushka» 08.04.2019 23:41:51
> Ersteken
Отчасти так, но не совсем. Когда я только задумывала комикс, я заметно смягчила условия жизни палаческой братии, так как их историческое изгойничество сильно сужало поле для шуток. В конце концов, это должен был быть просто сборник абсурдного юмора, ему не требовалась историческая достоверность.
Кроме того, тут мы имеем Циркбрюкке, и в нем все отличается еще сильнее. Но про это, я надеюсь, еще будет место рассказать в самом комиксе.
Отчасти так, но не совсем. Когда я только задумывала комикс, я заметно смягчила условия жизни палаческой братии, так как их историческое изгойничество сильно сужало поле для шуток. В конце концов, это должен был быть просто сборник абсурдного юмора, ему не требовалась историческая достоверность.
Кроме того, тут мы имеем Циркбрюкке, и в нем все отличается еще сильнее. Но про это, я надеюсь, еще будет место рассказать в самом комиксе.
Отредактировано «Mushka» 07.04.2019 21:40:15