
Будущее ММОРПГ. Статья первая. Цена
На этом представлении вы будете плакать или смеяться - или плакали ваши денежки! (с) Буба Касторский
Цена. Это палка о двух концах.
С одной стороны, это ресурсы, которые мы тратим на что-то; с другой, это ценность того, чем мы владеем. Чем сложнее и труднее получение вещи - тем выше её цена.
Сложно? Скажу проще. Чем выше хардкорность в ММОРПГ, чем тяжелее получить простейший шмот - тем выше его ценность в глазах ваших и окружающих. И наоборот, если вы берёте кап за два часа, как это сейчас происходит в WoW, то и ценность игры скатывается в ноль. Конечно, можно остановить набор опыта, можно застыть на уровне и т.д. Но ММОРПГ - это коллективная вещь. И, наблюдая, как вчерашние нубы ходят в легендарках, вы и сами в какой-то момент плюнете: или на ограничения, или, что вероятней, на игру.
Совсем другая картина наблюдается, когда кап практически недостижим. В этом случае жизнь на каждом уровне расцветает красками. Взаимовыручка, преодоление, торги, победы и поражения, которые одинаково важны.
Вот сами представьте.
Вы долго шли по квестовой цепочке. Добивались и изучали. Хитрили. Вышли несбалансированной группой и позорно слили всё. Злость. Ярость. Удары кулаком по столу. Матерные фразы в чате. Обещание никогда больше не заходить в эту поганую игру. Но вот экран загрузки. Вот персонаж. Вот ваши боевые друзья, которые, как и вы, уже немного отошли и выдохнули. И вот вы, изменив раскачку, пройдя дополнительные квесты, получаете возможность попытаться снова.
Битва. Танки прожимают последние сейвы. Хилы глотают манну, пытаясь наскрести капельку на отхил, а то и реснуть кого-то из упавших. Оставшиеся ДД уже сами по себе и хватаются за эликсиры или юзают едва откатившиеся усиливающие навыки, стремясь выжить и влить во врага недостающие крохи ДПС. Перед глазами мелькают цифры входящего и уходящего урона. В чат сыплются сообщения о проклятьях и отравлениях. Полоска жизни стремиться в черноту и… Босс неожиданно падает. Падает среди тел вашей команды, и немногие оставшиеся праздную победу.
Ценно? Ещё как. Но, стойте. На месте упавшего босса лежит шмот. Жалкие зелёные или синие вещи, даже не фиолетовые. Но вы понимаете: второй раз таким слабаком вам идти не хочется. Начинается торг, и тут выясняется, кто из вас честный игрок, а кто скандалист; кто попытается схватить всё и убежать, а кто честно откажется в пользу более слабого сопартийца, чтобы поднять общий уровень. И вот, пройдя и это испытание, вы становитесь сложенной командой. Но почему?
Потому что вы заплатили цену. Вы увидели, как ведут себя остальные.
А теперь представьте иное.
Вы одиночка. Вы не любите пати. Сидя на форумах и читая описания квестов, вы ищете редких рарников и ресурсы. Создаёте уникальные вещи, пробираясь по отравленным джунглям Юга и меж ледяных могил Севера. В заброшенных обледенелых руинах и в чавкающих грязью болотах вы разыскиваете свитки и части артефакта, встречаете странных существ с не менее странными просьбами. Проходите сложные диалоги, ревностно высматривая, нет ли рядом следов ваших конкурентов, претендующих на ресурс, который ещё долго не респнется. И вот… И вот вы нашли! В городской кузне, с инструментом в руках, в хороводе искр вы собираете механизм. Он у вас. Сыплются предложения о продаже. Дороже аукциона! В обмен на недостающие шмотки! За… Но вы, ухмыльнувшись, надеваете обновку и отправляетесь в новый поход. Ведь вы работаете сами на себя.
Это и есть цена. Цена настоящей ММОРПГ. Но нам пытаются подсунуть её дешёвую подделку. Вместо игр разума - убийство мобов в одной и той же локации раз за разом. Вместо тяжелого боя - долгий и нудный обмен ударами. Это просто заглушка. Обманка. В действительно интересной ММОРПГ противники и сама природа должны быть изменчивы и подлы. Да, у кого-то не хватит сил и ума, и они не смогут пройти дальше. Но ведь для этого есть проводники? И вот кто-то опытный ведёт нубов неизвестными дорогами. Не бросит ли он их, исчезнув из пати в неизвестных землях? Заплатят ли они ему, а не кинут из нубской жадности? Это и есть социальные связи, дарящие те эмоции, которых сейчас отчаянно не хватает многим игрокам.
Девиз современных ММОРПГ: «всё и сразу». Или: «долго и медленно, но опять же всё и сразу».
Подобным подходом игроделы загоняют себя в ловушку, ведь сложности, требующие живости ума - то, что делает ММОРПГ этой самой ММОРПГ, связывая игроков в систему. Но они лишь первый и самый простой фактор.
Спасибо за внимание.
Будет цикл коротких статей, в финале которого я дам полный обзор ситуации и мой прогноз.
2) Артефакт явно ПКшевский, Разве стоит поощрять ПК?