Публикация
Колыбельная для Шехвет (заморожен)

Часто задаваемые вопросы (F.A.Q.) по комиксу

Гг зовут Эйлем, антагониста — Карши, кто же Шехвет?

Шехвет — сакральное имя главных героев, одно на двоих.

Карши — демон?

Мне кажется, этот вопрос по мере знакомства с персонажем возникает практически у всех. Как сказать... если очень упорно притягивать за уши, Каршика можно обозвать и демоном, однако фишка в том, что, создавая его образ, я не опиралась ни на какой известный мне фольклор, так что вполне имею право заявить, что Карши оригинален, даже если его образ вызывает поначалу вполне привычные ассоциации. Больше без спойлеров сказать не могу.

История мехтапизма и гюнеш

У аталари, предшественников современных (для героев комикса) долунайцев, было два главных божества: Мехтап и Гюн, олицетворяющих, с одной стороны, Луну и Солнце, с другой — физическое и духовное бытие. Находясь в гармонии, божества показывали людям необходимость гармоничного развития на обоих уровнях. Однако со временем солнечный культ стал превалировать над лунным, аталари стали считать физический труд непочетным — все, кто мог себе это позволить, предавались лишь искусству, философии, созерцанию, разным духовным практикам. Немудрено, что следствием нарушения гармонии в развитии их цивилизации стало то, что аталари не сумели защитить ее от завоевания. Захватившие их варвары оказались достаточно разумны, чтобы понять величие культуры подчиненной страны — они не пытались насаждать свои обычаи и верования, однако на солнечный культ все же было наложено табу: изображения Гюна в огненной короне напомнили им образ демона, олицетворяющего в их примитивной религии мировое зло. Народы постепенно слились, лунный культ разросся и вылился в мехтапизм, солнечный же выродился, практически забылся, в современном Долунае он считается нелепой ересью.

Мехтапизм

Хотя Мехтап — андрогин, патриархальная долунайская традиция велит воспринимать его как мужчину, который нисходит до женских черт ради своих последователей. В отличии от христианского Бога-Отца, Мехатп является богом-возлюбленным. Мехтапи не задаются вопросами о причинах жизни, явлений природы и т. п., поскольку Айсал Йазы (Лунное Писание) — главный сакральный текст мехтапизма — гласит, что постичь оные человеку не дано, а попытки могут быть опасны. Задача человека — следовать закону (ибо он, равно как и власть, дается свыше), быть счастливым и стараться примириться со своей греховностью. Правоверный мехтапи должен рассуждать примерно таким образом: «Я завистник и сластолюбец (например), но Мехтап любит меня таким, как любит всех своих последователей, поэтому я не отвергаю своей сути, лишь стремлюсь охладить свои страсти, сделать их спокойной и органичной частью моей жизни. Я вожделею жену своего брата, закон не позволяет мне спать с нею, но не запрещает делать это во снах и фантазиях, удовлетворяя физическую потребность с собственной женой или в одиночестве. Так я успокаиваю свою страсть, не нарушая закона и не оскорбляя брата». Айсал Йазы гласит, что люди, чьи страсти слишком «горячи» (в первую очередь, опасны для общества и устоев), а так же все немехтапи после смерти будут гореть на Солнце. Мехтапи не отрицают значение Солнца для жизни на земле, но верят, что свет и тепло оно дает из корыстных побуждений — взращивает жизнь, чтобы потом ею питаться, и только возлюбленные Мехтапа смогут избежать этой участи, обретя вечную жизнь на Луне, в объятиях своего любвеобильного бога. Однако стремление не «охладить», а «потушить» страсти мехтапизм воспринимает очень негативно, утверждая, что освободиться от страстей значить отринуть свое естество: чем меньше в тебе эмоций, привязанностей и иже, тем меньше ты существуешь, тем больше вероятность, что после смерти твоя душа попросту исчезнет. Мехтапизм допускает многоженство, мужчина может иметь столько жен, сколько способен содержать (каждое следующее бракосочетание требует большего, относительно предыдущего, пожертвования храму).

Обряд Откровения

Главным для мехтапи является обряд Откровения: раз в неделю его проводит жрец-чаротворец (если населенный пункт маленький и в местном храме нет такого жреца, то раз в месяц-два приезжает жрец из ближайшего города). Суть обряда в том, что жрец, воздействуя на сознания прихожан, вызывает в них образ Мехтапа. Считается, что жрецы (сами они тоже в это верят) лишь открывают восприятие своей паствы, облегчая воле божества доступ в их души, на самом же деле они вызывают образ, созданный коллективным бессознательным долунайцев. «Мехтап» в видениях дает прихожанам наставления, увещевает, выражает свою любовь (у взрослых возможны эротические переживания). При желании после Откровения прихожанин может обсудить свое видение с жрецом. Участие в обряде возможно с семи лет, на младших детей он попросту не действует.

Гюнеш

Об этом культе говорить сложно: даже несмотря на то, что его идеи в комиксе центральны, он может быть раскрыт лишь в общих чертах. Основные пункты: гюнешли верят в реинкарнацию, верят, что Солнце — проводник божественной воли и энергии на землю, а Луна — нечто вроде космического вампира, который эту энергию тянет из людей. Отдает энергию человек через негативные эмоции и пр. Однако гюнешли не воспринимают Луну как нечто злое, они понимают, что такой порядок необходим для Вселенной и человека. Цитируя одну мою институтскую преподавательницу: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не раскаешься, не раскаешься — не спасешься». Так что все путем . Гюнешли учатся самовоспоминанию и самоконтролю, стремятся избавиться от страстей и негативных эмоций, чтобы сохранить полученную через Солнце энергию и направить ее на саморазвитие в самом широком смысле. «Продвинутые» гюнешли — всегда чаротворцы. Однако так было в стародавние времена (даже задолго до аталари): те, кто сейчас величают себя гюнешли, всего-лишь верят, что, будучи «холодными» (то есть, бесстрастными), их души после смерти не сгорят на Солнце. Короче, нехилое такое искажение. Большинство современных гюнешли — просто позеры, испытывающие потребность оппозиционировать мехтапизму, либо те, кто чувствует, что в мехтапизме нет истины, а найти ничего лучше не могут.